Политические мероприятия по мере развертывания наступательных операций

После блистательных побед, завершившихся бескровной оккупацией Голландской Индии, перед Став- кой и правительством вплотную встал вопрос о том, ка- кие предпринять меры в отношении Чунцина, а также Индии и Австралии.

Оценка позиции Чунцина в начале войны. При пере- смотре национальной политики кабинета Тодзио еще до начала войны Ставка и правительство пришли к следую- щим выводам относительно того влияния, которое может оказать начало войны против США, Англии и Голландии на боевой дух Чунцина.

1. Начало войны Японии против США, Англии и Гол- ландии еще больше укрепит боевой дух Чан Кайши в вой- не с Японией.

2. Потеря таких важных баз, как Шанхай и Гонконг, через которые шла помощь Чан Кайши, прекращение поставок по бирманской дороге в результате продви- жения империи на юг, прекращение помощи Чан Кай- ши со стороны китайских эмигрантов в результате на- ших успешных боевых действий в районах Южных мо- рей усилят финансовое и экономическое давление на Чунцин, ослабят его волю к сопротивлению и военную мощь. Все это, в свою очередь, может привести к рас- колу единого фронта Чунцина и ослаблению правитель- стгва Чан Кайши.

Следовательно, установление всеобщего мира между Японией и Китаем откладывалось, по-видимому, до окон- чания всей войны. Из этой оценки вытекало, что в отно- шении Китая сохранится существующее положение и не будут приниматься меры для усиления политического и военного давления непосредственно на Чунцин.


В «Плане ускорения завершения войны против США, Англии, Голландии и Чунцина», разработанном перед на- чалом войны, предусматривалось, что для ускорения ка- питуляции чунцинского правительства необходимо наря- ду с использованием косвенных результатов операций против США, Англии и Голландии проводить также бое- вые действия непосредственно против Чунцина. Однако считалось, что в момент начала войны и в первоначаль- ный ее период у Японии не будет необходимых для этого сил. Поэтому конкретный план использования войск про- тив Китая отсутствовал.

Создание агентурного «маршрута» против Чунцина. Ставка и правительство были крайне заинтересованы в том, чтобы быть в курсе тех действий, которые предпри- мет чунцинское правительство с началом войны. Поэто- му 24 декабря был утвержден документ, определивший курс в отношении Чунцина. Он предусматривал, в част- ности, создание в начальный период войны сильной аген- туры с использованием завербованных высокопоставлен- ных лиц китайского происхождения, а также иностран- цев и в дальнейшем переход от агентурной работы к работе по подчинению Чунцина, используя колебания чунцинского правительства, которые возникнут в резуль- тате достигнутых империей военных успехов.

Внешнеполитические мероприятия. В начале января

1942 года в связи с успешным развитием боевых действий Ставка и правительство уделили большое внимание об- становке в странах противника и в нейтральных странах, в частности позиции Индии и Австралии. 10 января были утверждены следующие мероприятия на основе «Плана ускорения завершения войны против США, Англии, Гол- ландии и Чунцина», принятого 13 ноября 1941 года.

1. Стремиться разжигать антивоенные настроения внут- ри стран противника (США, Англия и других) и тем самым подрывать его волю к продолжению войны; с этой целью, в частности, усилить различные формы пропаганды.

2. Прервать коммуникации Индии с Англией и США, постепенно усилить меры, направленные на ослабление сотрудничества ее с Англией, и активизировать антиан- глийское движение. Проведение этих мер возлагается


на Ставку при сотрудничестве с соответствующими орга- нами.

3. Усилить давление на Австралию (включая Новую Зе- ландию) путем успешного проведения операций в районах Южных морей и нарушения коммуникации с США и Анг- лией; стремиться освободить Австралию от оков Англии и США. Проведение этих мер возлагается на Ставку при со- трудничестве с соответствующими органами.

4. Обеспечить сохранение странами Южной Америки фактического нейтралитета; по возможности обеспечить сближение этих стран, особенно Аргентины, Бразилии и Чили, со странами оси, используя для этого Испанию, Португалию, а также Ватикан.

5. Стремиться поддерживать мирные отношения с СССР, не допуская усиления связей СССР с США и Анг- лией; при возможности оторвать СССР от США и Анг- лии.

6. При необходимости совместных боевых действий японской и таиландской армий обеспечить объявление Таиландом войны США и Англии.

Мероприятия, указанные в пп. 1 и 4, проводятся при тесном сотрудничестве с Германией и Италией.

В соответствии с указанным решением проведение мероприятий в отношении Индии было возложено в ос- новном на сухопутные войска, а в отношении Австра- лии — на военно-морские силы.

Выступления премьер-министра Тодзио в парламенте. Премьер-министр Тодзио дважды выступал в парламен- те (21 января на открытии сессии парламента и 16 февра- ля сразу же после падения Сингапура) с изложением ука- занного выше решения в отношении Китая, Индии, Авст- ралии и других стран и будущего оккупированных районов Южных морей.

В своих выступлениях премьер-министр Тодзио пря- мо заявил, что Филиппинам и Бирме в будущем будет предоставлена независимость. Что касается Гонконга и Малайи, то их необходимо сохранить за Японией как базы для обороны Великой Восточной Азии. В отношении дру- гих территорий определенного решения еще не было при- нято.


В своем выступлении 16 февраля Тодзио заявил, что

«цель войны за Великую Восточную Азию состоит в том, чтобы каждой стране, каждой нации Великой Восточной Азии предоставить подобающее ей место и создать но- вый порядок для совместного существования и совмест- ного процветания»1.

Вопрос о Португальском Тиморе. Одним из вопросов руководства войной являлось определение позиции Япо- нии в отношении Португалии в связи с предстоящей опе- рацией против о. Тимор.

О. Тимор сравнительно близко расположен от северо- западной части Австралии, где находится крупная военно- воздушная и военно-морская база Порт-Дарвин, и служит важной стратегической базой для операций против Север- ной Австралии. Захват этого острова являлся одной из целей операций начального периода войны. Известно, что о. Тимор был поделен между Голландией и Португалией. Если захват голландской части Тимора планировался с самого начала войны, то в отношении португальской не было принято никакого решения. Существовало большое опасение, что захват португальского Тимора приведет к переходу Португалии в лагерь противника. Необходимо было любыми средствами не допустить этого.

Однако к тому времени австралийско-голландские вой- ска уже вступили на территорию португальского Тимо- ра, тем самым нарушив его нейтралитет. Захват в голлан- дской части Тимора важного пункта Купанг необходимо было осуществить одновременно с наступлением на важ- ный пункт Дили, находившийся в португальской части. Правительство также было единодушно в отношении не- обходимости наступления на португальской территории. Вопрос состоял в том, следует ли выводить японские силы с португальской территории острова, после того как она

1 Еще одна формулировка цели войны, в которой прямо ставится вопрос об установлении «нового порядка», т. е. называется общая формулировка немецко-фашистской коалиции, принятая в пакте трех держав. Что касается «совместного процветания» в рамках «нового порядка», то о нем можно судить хотя бы по решению относительно Гонконга и Малайи, которые должны были остаться за Японией в ка- честве баз для «обороны Великой Восточной Азии».


будет очищена от австралийско-голландских войск. Вер- ховное командование, особенно командование военно- морских сил, стояло на том, чтобы сохранить за собой португальскую территорию, главным образом в качестве операционной базы для действий против Порт-Дарвина.

28 января на заседании совета был поставлен вопрос

«О мерах в отношении Португалии в свете операции про- тив голландской части Тимора». Разгорелся крупный спор между премьер-министром Тодзио, который настаивал на выводе японских войск, пока Португалия будет придер- живаться нейтралитета, и начальником главного морско- го штаба Нагано, который вывод войск ставил в зависи- мость от позиции Португалии и обстановки, которая сло- жится к тому времени.

2 февраля заседание совета было продолжено. Обе стороны пришли к соглашению, что «после очищения португальской территории от англо-австралийско-голлан- дских войск императорские войска покинут указанный район, если Португалия будет сохранять нейтралитет; португальская территория будет по-прежнему использо- ваться в качестве операционной базы, если к этому Япо- нию вынудит занятая Португалией позиция и общая во- енная обстановка».

Вопросы дальнейшего руководства войной. 4 февраля премьер-министр Тодзио предложил на заседании совета обсудить такие вопросы, как дальнейшее руководство войной, основные принципы строительства Великой Во- сточной Азии, вопрос руководства внутри страны. 9 фев- раля было решено изучить и обсудить следующие основ- ные вопросы:

1. Оценка международного положения.

2. Взаимные отношения между США и Австралией, а также между Англией, Индией и Австралией и послед- ствия в случае нарушения этих отношений.

3. Военные, политические и экономические результа- ты боевых действий начального периода в сравнении с первоначальными планами.

4. Положение с получением стратегических материа- лов из оккупированных районов и перспективы на буду- щее.


5. Положение с морским транспортом и меры по его увеличению.

6. Общие принципы дальнейшего руководства войной.

7. Конкретный план сохранения жизненного уровня народа.

8. Ресурсы империи.

9. Районы Великой Восточной Азии, где следует уста- новить «новый порядок» под руководством империи на современном этапе войны.

Эти вопросы были изучены и обсуждены в Ставке и в соответствующих правительственных органах в период с третьей декады февраля по первую декаду марта. На за- седаниях совета наряду с постоянными членами присут- ствовали по необходимости также министры: внутренних дел Юдзава Митио, связи Тэрадзима Кэн, земледелия и лесоводства Ино Хироя и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: