При организации ПВО территории Японии ко- мандование сухопутных войск исходило из следующего: первая линия обороны Японии в войне с Советским Со- юзом должна пройти вблизи континента, так как советс- кая авиация может начать воздушные налеты на объекты
Японии, используя авиабазы в районе р. Уссури. Органи- зационная структура войск, их вооружение и боевая тех- ника, боевое использование, обучение и подготовка, ха- рактер научных исследований в области техники и воен- ного искусства — все базировалось на этой идее.
Основные мероприятия по ПВО Японии следовало раз- рабатывать с учетом будущих боевых действий на огром- ных просторах Восточной Азии. Однако конкретно ниче- го еще не было сделано. Многие считали, что одновре- менно сформировать и оснастить войска для войны на континенте и для ПВО Японии невозможно. К тому же трудно было убедить в необходимости организовать на- дежную ПВО тех, кто настаивал на использовании япон- ской армии за пределами Японии.
4 ноября 1941 года на заседании военного совета на вопрос адмирала Хякутакэ о ПВО Японии военный ми-
нистр генерал Тодзио заявил, что о противовоздушной
обороне необходимо думать, но основное — это реши- тельные наступательные действия сухопутных войск,
флота и особенно авиации.
Для ПВО Японии было выделено около 100 самоле-
тов армейской авиации, около 200 самолетов морской авиации, около 500 стволов зенитной артиллерии сухо-
путных войск и около 200 стволов зенитной артиллерии военно-морского флота. Эти силы закончили формиро-
вание и проходили подготовку.
Генерал Тодзио считал, что противник вряд ли осуще-
ствит нападение с воздуха сразу же после начала войны, то есть военный министр полагал, что большой опаснос-
ти с воздуха для Японии нет.
18 апреля 1942 года над Японией появились самолеты
противника. Это ускорило формирование частей ПВО. Так, в сухопутных войсках в мае 1942 года были сформи-
рованы 17-я (Токио), 18-я (Осака), 19-я (Одзуки) авиагруп- пы, усилены отряды ПВО в районах Токио, Иокогамы,
Тюбу, Кокуры. Эти группы были реорганизованы в про- тивовоздушные бригады (восточную, центральную и за-
падную). Была усилена сеть воздушной разведки.
На флоте также провели ряд мероприятий по ПВО.
Так, в марте 1943 года военно-морскому району Йокосу-
ка подчинили 302-й отряд ПВО; 331-й и 352-й отряды
Один из аэродромов американской стратегической авиации на о. Сайпан.
ПВО подчинили соответственно военно-морским райо- нам Сасебо и Куре. Была создана военная школа ПВО, начали проводиться исследовательские работы по улуч- шению существующих и организации новых средств ПВО.
Общая система ПВО Японии строилась следующим образом. За ПВО страны в целом несли ответственность сухопутные войска. На военно-морские силы возлагалась ПВО портов, военно-морских баз и прилегающих к ним районов. Вокруг Японии и на ее территории была созда- на широкая сеть постов наблюдения за воздухом. При появлении самолетов противника в воздух поднимались японские самолеты. Прорвавшиеся в район воздушного пространства Японии самолеты встречались огнем зенит- ной артиллерии. Правда, было трудно скоординировать действия органов оповещения и авиационных частей.
Информация о противнике поступала в штаб сухопут- ных войск, затем оповещались штабы авиационных диви- зий и зенитных артиллерийских групп. На это уходило много времени, что, естественно, ослабляло всю систе- му ПВО страны. Правда, позже были приняты частичные меры по улучшению этой системы. Так, в частности, вес-
ной 1945 года части оповещения о воздушной обстанов- ке восточной группы войск были подчинены непосред- ственно командиру 10-й авиационной дивизии.
Особенностями зон ПВО были небольшая глубина и значительная протяженность по ширине, главным образом в сторону Тихого океана. Следует заметить, что авиация ПВО имела ограниченный потолок (5 тыс. м) и неболь- шую скорость. Не лучше обстояло дело и с зенитной ар- тиллерией. На вооружении зенитных частей находилось пять образцов орудий с дальностью стрельбы 9100, 10 000,
10 500, 14 000 и 20 000 м.
Приказ о готовности системы ПВО был отдан Ставкой в мае 1944 года. Усилившиеся налеты американской авиа- ции на Японию вынудили японское командование провес- ти реорганизацию системы ПВО. Были предусмотрены меры по взаимодействию армейской и морской авиации.
На июнь 1945 года ПВО Японии выделили 970 само- летов и 2590 зенитных орудий.
Этих сил, конечно, было недостаточно для борьбы с самолетами противника, а налеты американцев на Япо- нию становились все ожесточеннее, причем бомбардиров- кам уже подвергались средние и мелкие населенные пун- кты, нарушались коммуникации. Налеты наносили боль- шой ущерб. Ставка серьезно занялась организацией ПВО, подчинив ее соответствующим группировкам войск.
Однако, несмотря на принятые меры, потери японцев от американской авиации были большие.
Бомбардировщики B-29 сбрасывают бомбы во время одного из налетов на Иокогаму.
Город Хамамацу после налета американской авиации.
К концу войны потери Японии от воздушных налетов составляли в общей сложности 690 тыс. человек. Только в районах Токио, Иокогамы, Нагой, Осаки было убито
125 396 человек, ранено 181 283 человека, пострадало от пожаров и разрушений 1 421 290 человек (табл. 36).
В Японии было разрушено свыше 98 городов, из них
72 города не имели никаких военных объектов. При этом пострадали памятники старины. От пожаров уничтожено
56% зданий в районе Токио, Иокогамы, 52% зданий в На- гое, 57% — в Осаке. Такой город, как Фукуи, был разру- шен на 96%, а Кофу и Хамамацу — на 72%.
|
Таблица 36
Причина | Убитые | Раненые | Пропавшие без вести |
От воздушных налетов (в скобках показано количе- ство на конец июля 1945 г.) | 198 961 (188 310) | 271 617 (256 966) | 8064 (7976) |
От атомных бомб | 109 328 | 78 488 | 15 910 |
От обстрела с кораблей | |||
Всего | 310 028 | 351 602 | 24 010 |
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ
ВОЙНА БЛИЗИТСЯ К КОНЦУ
ГЛАВА I