Герасева В.А.
воспитатель МКДОУ «Детский сад №24»
г. Шадринск
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Задачи:
1. Совершенствовать представления детей о характере музыки, её содержании, средствах музыкальной выразительности.
2. Развивать музыкально-сенсорные способности детей, творческую активность.
3. Совершенствовать навыки в индивидуальном и коллективном пении с сопровождением и без него.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, эмоциональный отклик на выраженные в них чувства и настроения.
Оборудование: столы, музыкально-дидактические игры, шкатулка, музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, лапти.
Ход занятия:
Под музыку П.И. Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик» дети входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Воспитатель. К нам в группу пришло письмо, в котором находилось приглашение в «Игротеку».
Музыкальный руководитель. Откуда пришло вам письмо? Кто подписал приглашение в «Игротеку»?
Дети. Сочиняйка!
Музыкальный руководитель. Тогда проходите, пожалуйста. Сочиняйка вас ждет.
Выходит Сочиняйка (взрослый, одетый в рубаху с воланами, фрак, на голове - цилиндр).
Сочиняйка. Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я пригласил вас в свою «Игротеку», так как думаю, что вы любите играть в музыкально-дидактические игры. Я прав? (Ответы детей.)
Сочиняйка. Предлагаю разделиться на две команды и посоревноваться между собой.За каждое правильно выполненное задание команды получат очки в виде цветочков в букеты. Кто заработает больше очков, у того и получится самый пышный букет!
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте придумаем названия командам.
Выбираются названия: «Нотки», «Музыкальная шкатулка».
Дети садятся вокруг двух столов, вместе с ними музыкальный руководитель и Сочиняйка.
Проводится музыкально-дидактическая игра для развития звуковысотного слуха «Узнай песенку по двум звукам».
Дети упражняются в различении интервалов.
Музыкальный репертуар:
«Птица и птенчики», «Качели», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка», «В школу», муз. Е.Тиличеевой.
Музыкальный руководитель. Сочиняйка, какая красивая шкатулка стоит у тебя на столе!
Сочиняйка. Эта шкатулка не простая, а волшебная, в ней лежат картинки тоже не простые, а музыкальные. По ним можно узнать знакомые вам песни.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальной памяти «Узнай песню по картинке».
Дети по соответствующей картинке говорят название песни и напевают её.
Музыкальный репертуар:
«Осень», муз.В.Иванникова, сл. М.Грюнер;
«Подарок маме», муз. Е.Ботярова, сл. Г.Виеру;
«Солнышко», муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найдёновой;
«Не летай, соловей», рус.нар.песня в обработке А.Егорова;
«Если снег идёт», муз. В.Семёнова, сл. А.Внукова;
«Песенка про двух утят», муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой.
Сочиняйка. Я очень люблю сочинять песенки! А вы? (Ответы детей.) Тогда давайте сочиним песню про зайку!
Дети участвуют в выполнении творческого задания «Сочини песенку»
Музыкальный репертуар:
«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М.Скребковой, сл. А.Шибицкой.
Музыкальный руководитель. Я буду петь первую фразу песни «Зайка, зайка, где бывал?», а вы попробуйте сочинить вторую фразу.
Дети сочиняют: - я на скрипочке играл;
- на полянке травку рвал;
- на лужайке в мяч играл;
- я морковку покупал;
- я цветочки маме рвал;
- я с зайчихой танцевал;
- с Сочиняйкой я играл и т.д.
Сочиняйка. Ребята, а вы шагать и бегать под музыку умеете? (Ответы детей.) А руками «шагать» умеете? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель. Я знаю как – по лесенке!
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного восприятия «Лесенка».
Дети различают поступенное движение мелодии, состоящей из трёх-пяти звуков, вверх и вниз, отмечая его положением руки.
Музыкальный репертуар:
«Лесенка», муз. Е.Тиличеевой.
Сочиняйка. У меня имеется чудесный мешочек, в котором лежат разные интересные предметы. Хотите узнать какие? (Ответы детей.) Тогда выходите по одному человеку из каждой команды и доставайте эти чудесные предметы. (Последними дети достают лапти.)
Проводится музыкальная игра «Лапти».
Музыкальный репертуар:
«В деревне было в Ольховке», рус.нар. песня.
Музыкальный руководитель. Один плачет, другой – хохочет,
Угадайте, кто захочет!
Сочиняйка. А вот мы с ребятами сейчас и постарается угадать. У меня есть театральные маски, изображающие разное настроение: Пьеро всегда грустит, а Арлекина любит веселиться.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие гармонического восприятия, определение характера и настроения музыки «Весело – грустно».
В процессе игры звучит музыка М.Равеля «Печальные птицы».
Музыкальный руководитель. Ребята, закройте глаза и передайте при помощи рук настроение этой мелодии.
Дети дирижёрскими жестами передают грустный характер музыки, а затем показывают соответствующую картинку с театральной маской.
Затем звучит музыка И.С. Баха «Шутка».
Музыкальный руководитель предлагает детям точно также передать настроение этой мелодии. Дети дирижёрскими жестами передают весёлый, бодрый характер музыки и показывают соответствующую картинку с театральной маской.
Музыкальный руководитель. Ребята, вспомните, пожалуйста, какой характер у грустной музыки?
Дети. Минорный.
Музыкальный руководитель. А у весёлой музыки какой характер?
Дети. Мажорный.
Сочиняйка. В моей «Игротеке» есть ещё одна интересная игра.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического восприятия «Ритмическое лото».
Дети упражняются в различении ритмических рисунков песен.
Музыкальный репертуар:
«Петушок», рус. нар. прибаутка в обработке М.Красева;
«Дождик», рус. нар. песня в обработке Т.Попатенко;
«Скок, скок, поскок», рус. нар. песня в обработке И.Арсеева;
«Во поле берёза стояла», рус. нар. песня в обработке Н.Римского-Корсакова;
«Как у наших у ворот», рус. нар. песня в обработке В.Агафонникова.
Воспитатель. Сочиняйка, нам с детьми очень понравилась твоя «Игротека». Какие в ней интересные игры! Мы тебя благодарим за приглашение и дарим тебе свой танец.
Дети исполняют танец «Разноцветная игра».
Музыкальный репертуар:
«Разноцветная игра», муз. Б.Савельева, сл. Л.Рубальской.
Сочиняйка. Спасибо за подарок, мои дорогие друзья! Я тоже хочу подарить вам букеты, которые получились из ваших цветочков, заработанных в виде очков. Посмотрите, какими красивыми и пышными они получились! Обе команды успешно справились с непростыми заданиями. Молодцы! Ну, а сейчас нам пора прощаться. До новых встреч!
Дети выходят из зала.
Литература:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Для детей младшего возраста. – М.: Музыка, 1987.
2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов.- М.: Просвещение, 1986.
3. Русские народные песни. Мелодии и тексты.- М.: Музыка, 1984.