Тема 2 Структура национальной экономики

План:

1) Многообразие структуры национальной экономики:

2) Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций

1) Отраслевая структура производства показывает существую­щее в обществе распределение экономических ресурсов между отраслями и сферами материального производства. Отрасль — совокупность качественно однородных групп хозяйственных еди­ниц, характеризующихся особыми условиями производства в процессе общественного разделения труда и играющих специфи­ческую роль в расширенном воспроизводстве. По определению Статистической комиссии ООН, отрасль — это совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику от­раслевой структуры экономики, позволяет установить вклад ка­ждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Базовыми отраслями являются: промышленность, сельское хозяйство, строительство, производственная инфраструктура (торговля, транспорт и связь), непроизводственная инфраструктура (сфера услуг). Каждая из базовых отраслей эко­номики в свою очередь расчленяется на так называемые укруп­ненные отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на произ­водстве определенных видов продукции отрасли. При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрас­ли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического про­цессам. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это свя­зано с тем, что в результате специализации однородные по на­значению продукты часто изготовляются при помощи различных технологий, из разнообразного исходного сырья и т. п. Напри­мер, производство стеклянных и металлических банок относится к разным отраслям, но данные товары рассматриваются потре­бителями как взаимозаменяемые товары. Кроме того, происхо­дит процесс проникновения приемов и методов производства из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производят­ся продукты самого разнообразного назначения.

В мировой практике основой для оценки отраслевой структу­ры экономики стала Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности. Тремя основными отраслевыми секторами экономики являются: пер­вичный сектор (добыча сырья и сельское хозяйство), вторичный сектор (обрабатывающая промышленность, строительство и т. д.), третичный сектор — сфера услуг (розничная торговля, банков­ское дело, туризм т.д.). Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявля­лись сначала в быстром росте «первичных отраслей», затем «вто­ричных», а в последний период — «третичных отраслей». Так, до промышленных переворотов XVIII—XIX вв. в мировом производ­стве господствовала аграрная структура (первичный сектор), при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли были ос­новным источником получения материальных благ. Во второй половине XIX в. — первой половине XX в. в экономически разви­тых странах сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности (вторичный сектор). Конец XX в. — начало XXI в. характеризуются тем, что развитые страны перешагнули в постиндустриальное общество, где ведущую роль играет сфера услуг (третичный сектор). В экономике развитых стран доля сферы услуг составляет сегодня от 60 % (Германия, Италия, Франция) до 80 % ВВП (США, Англия), доля сельского хозяйства — около 3 %, доля промышленности — 25 %. По отрас­левой структуре экономики новые индустриальные и постсоциа­листические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития: на долю сельского хозяйства прихо­дится 6—10 % ВВП, промышленности — 25—40 %, сферу услуг — 45-55 %.

Региональная структура. Размещение производительных сил – динамическое состояние, характеризующее распределение производительных сил по территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных регионов и определяемое особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе.

Региональная структура экономики – динамичное состояние размещения производительных сил по регионам (районам), связанным в единой системе национальной экономики.

В сочетании с “управлением” территориальная структура экономики образует территориальную организацию производительных сил.

Экономическое пространство имеет сложную структуру. Непрерывный характер имеют только связи, а материально-вещественные элементы дискретны. Производительные силы распределяются в пространстве не равномерно, а в форме определенных “сгустков”. Последние представляют собой ядра формирования экономических районов (регионов) – локальных систем, характеризующихся двумя качествами: спецификой по отношению к другим “сгусткам” (к остальной территории) и общностью составляющих их элементов. Первое качество – специализация района; второе – комплексность, внутренняя взаимосвязь, позволяющая рассматривать район как систему, а не как случайный конгломерат различных элементов.

Согласно размерам территории можно выделить три уровня регионов. Локальный уровень – это административный район, город, промышленный узел как сочетание нескольких населенных пунктов, территориально-производственный комплекс. На мезоуровне регионом может называться административное образование, такое, как край, область, республика, экономический район по действующей сетке районирования, федеральный округ. На макроуровне регион – это национально-государственное образование, межнациональный союз, материковое и межматериковое пространство.

Регион как хозяйственная система представляет собой более сложное образование, чем отрасль. Если отрасль – это совокупность предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении, то регион – это совокупность разных отраслей хозяйства и социальной сферы, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг.

Относительная самостоятельность региона обусловливает эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) связи его экономики. Эндогенные функции обеспечивают гармоничное, комплексное, экономическое и социальное развитие региона. В итоге это предполагает эффективное использование трудовых и материальных ресурсов в интересах наиболее полного удовлетворения непроизводственных потребностей населения региона в соответствии с квалификационной структурой совокупного работника и социальными стандартами воспроизводства рабочей силы, а также восстановление экологического баланса и сохранение окружающей среды.

Регион как географическое и экономическое понятие можно представить системой, взаимодействующей с внешней средой. Элементами этой системы являются природные ресурсы и предприятия народного хозяйства (хозяйственно-экономические элементы), население (социальный элемент); между элементами обеих групп имеются устойчивые связи и отношения. Населению в региональной системе принадлежит особая роль: с одной стороны, оно – производительная сила, а с другой – потребитель результатов системы функционирования и развития. Цель функционирования данной социально-экономической системы заключается в удовлетворении потребностей населения, создании условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

В регионе может быть сформирован региональный хозяйственный комплекс (РХК) – система, имеющая более высокий уровень сопряженности, связности, взаимозависимости между элементами и обладающая повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде.

Основная задача региональной экономики – изучение оптимальных вариантов экономической структуры, как отдельного региона, так и всей системы регионов страны. Особое значение в связи с этим приобретает изучение механизма экономического регулирования размещения производства и создания высокоэффективной экономики каждого региона.

Перспективная территориальная организация хозяйства невозможна без общей научной концепции, определяющей цели дальнейшего совершенствования территориальной структуры и основные направления развития всей системы регионов страны. В условиях плановой социалистической экономики формирование подобной концепции существенно тормозилось доминированием отраслевого принципа управления. В современной экономике переходного периода разработка такой концепции особенно актуальна.

Структуру региона можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, территориальной, природно-ресурсной, организационной и т.д. Множественность (полиструктурность) структурной организации, является качественным свойством региона. Выделение функциональных подсистем обусловлено многообразием функций и связей, характерных для социально-экономической территориальной системы, а также необходимостью упростить ее сложную структуру для возможности управления.

Основой формирования и развития отраслевых подсистем являются территориальные сочетания элементов соответствующей отраслевой принадлежности с их внутренними и внешними связями. Анализируя влияние отраслевой структуры на уровень развития отдельных территорий, можно сделать вывод, что функциональные подсистемы отображаются в первичных территориальных элементах и составляют основу социально-экономического развития отдельных населенных пунктов и их совокупностей.

Группировка экономики по секторам. Согласно СНС, сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи («остальной мир»).

Группировка институциональных единиц по секторам и их функции представлена в таблице

Институциональные секторы экономики и их функции

Институциональные секторы Функции Институциональные единицы
Нефинансовые предприятия Производство и реализация продуктов и нефинансовых услуг Предприятия: государственные, акционерные, частные, совместные и другие учреждения
Финансовые учреждения Финансовые и страховые услуги Кредитные и страховые учреждения
Государственные учреждения Нерыночные услуги коллективного пользования Государственные бюджетные учреждения в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны и др.
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Нерыночные услуги для отдельных групп домашних хозяйств Общественные организации: партии, профсоюзы, общества и др.
Домашние хозяйства Производство товаров и услуг населением в домашних хозяйствах-резидентах и их потребление Подсобные хозяйства: фермерские хозяйства, ремесленники и прочие без образования юридического лица
«Остальной мир» Внешнеэкономические связи Зарубежные экономические единицы

2) Основными макроэкономическими показатели являются:

Валовый национальный продукт

Валовый внутренний продукт

Чистый национальный продукт

Валовый национальный доход

Валовый национальный располагаемый доход

Конечное потребление

Валовое накопление

Чистое кредитование и чистое заимствование

Сальдо внешней торговли

Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

Валовый национальный располагаемый доход

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

Валовое накопление

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

Тема 3 Типы национальных хозяйственных систем.

Регулирование национальной экономики в общем виде – это реакция государства на трудности и противоречия в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества. Но уровень и конкретные формы государственного регулирования экономики различаются в зависимости от типа производственных отношений и особенностей исторического развития страны.

Различают пять основных типов хозяйственных систем:

1. Традиционная нерыночная система;

2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);

3. Административно-командная система;

4. Современная рыночная экономика (современный капитализм);

5. Экономика переходного периода.

Рассмотрим эти хозяйственные системы с позиций уровня и форм государственного воздействия на экономику стран.

Традиционно нерыночная система относится к экономически неразвитым странам. Государство, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения. Для развивающихся стран, создающих независимую экономику. Государственное регулирование особенно важно, так как социально-экономическое развитие страны осуществляется под воздействием государства.

Рыночная экономика свободной конкуренции сформировалась в XVIII веке и, в основном, прекратила свое существование в начале XX века. Влияние государства на экономическую жизнь страны было незначительным. Основным механизмом регулирования макроэкономической деятельности являлся рынок свободной конкуренции, где уровень цен и их колебание являются индикатором общественных потребностей. По мере усложнения системы социально-экономических отношений, увеличения масштабов производства требуется изменение механизма управления национальной экономикой. Возможно два пути дальнейшего экономического развития страны:

- совершенствование рыночного механизма;

- переход к директивной централизованной системе управления.

В условиях административно-командной системы вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества достигает наивысшего масштаба. Государственная собственность практически на все экономические ресурсы создала основу для централизованного экономического управления. Это привело к развитию административно-командной системы, при которой государство практически полностью контролирует производство и распределение продукции.

Современная рыночная экономика представляет собой альтернативу административно-командной системе и является гибкой системой, оперативно приспосабливающейся к изменяющимся внутренним и внешним условиям ведения экономической деятельности. Однако, при достижении определенного уровня экономического развития, определяемого концентрацией производства и капитала, механизм рыночного саморегулирования не может выступать регулятором общественного воспроизводства и возникает объективная необходимость государственного регулирования экономики.

Экономика переходного периода (от административно-командной к современной рыночной экономике) присуща многим странам постсоциалистического направления развития. Особенности данного типа экономической системы: а) демонополизация экономики; б) разгосударствление собственности; в) приватизация собственности. Современная экономика в РК представляет собой взаимосвязь элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы экономического развития.

Тема 4 Совокупный экономический потенциал
 

План:

1) Сущность, понятие совокупного экономического потенциала

2) Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала РК

1) Категория «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» представляет собой явление сложное по структуре и многоаспектное по сути, а также по роли и значению для развития общества и государства.

Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.

Способы определения качественно-количественных характеристик совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны объединяют два общих подхода.

Первый подход состоит в оценке ресурсов, которыми располагает национальная экономика.

Второй подход состоит в определении возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов (природных, трудовых, финансовых и т.д.), вовлекаемых в хозяйственный оборот в том или ином периоде, в условиях, определяющих доступность и эффективность использования ресурсов.

Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны принято рассматривать со следующих позиций:

1) с позиций его натурально-вещественного состава – наборе ресурсов, включаемых в состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны;

2) с точки зрения его настоящего состояния и перспектив развития и использования – статистические (современное состояние) и полученные результаты происходящих процессов;

3) со стороны организационных форм управления этим потенциалом – составляющих его сфер (производственная и непроизводственная), а также отраслей национальной экономики и экономики регионов страны.

4) с позиций отдельных его составляющих, расположенных и функционирующих как на собственной территории, так и на территориях других стран;

5) с позиций вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны и не противоречащих закону, в итоговые результаты хозяйствования в стране, в процесс поиска, добычи, транспортировки, переработки, производства, потребления и накопления всех видов ресурсов.

В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить следующие:

-объем и доступность располагаемых ресурсов экономики;

-достигнутый страной уровень развития технического прогресса, определяющий качество и производительность технической базы экономики;

-накопленный страной потенциал в области прикладных и фундаментальных научных исследований, уровень подготовки кадров – потенциала нации, определяющий качество трудовых ресурсов страны.

Взаимосвязанное действие этих факторов ведет к тому, что в составе совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны формируется целая система потенциалов, включающая отдельные стороны (элементы) воспроизводственного процесса, факторы экономического роста (труд, капитал, природные ресурсы и т.д.) В результате в составе совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны формируются трудовой, природно-ресурсный, научно-технический, экспортный и другие потенциалы хозяйственной системы страны.

2) Национальное богатство (НБ) представляет собой важную экономическую категорию общественного воспроизводства, а углубленный анализ любой экономики требует изучения объема и состава национального богатства как характеристики экономического потенциала страны.

Научные исследования этой сложной категории проводятся экономистами всего мира постоянно, но до сих пор нет единства в определении ее сущности. Видное место среди работ занимают исследования, проведенные известным статистиком и экономистом Раймондом Голдсмитом.

Метод определения национального богатства должен соответствовать методологии расчета национального дохода и других важнейших показателей, характеризующих результат производства.

Так, по методологии баланса народного хозяйства (БНХ) под национальным богатством понимается совокупностьпродуктов труда (национальное имущество), которые накоплены поколениями, и вовлеченных в экономический оборотприродных ресурсов.

А по методологии системы национальных счетов (рыночная форма хозяйствования) в состав национального богатства включается не только совокупность материальных благ, созданных трудом человека, и используемых природных ресурсов, но и чистые финансовые активы (т. е. разность между стоимостью финансовых активов и суммой обязательствхозяйствующих субъектов данной страны).

В методологических положениях по статистике Госкомстата РФ национальное богатство определяется как совокупность ресурсов страны (экономических активов), создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Оно состоит из экономических объектов, существенным признаком которых является возможность получения их собственниками экономической выгоды. Как объект статистического изучения и экономическая категория, национальное богатство призвано отразить накопление не только материальных, но и нематериальных финансовых и нефинансовых активов у юридических и физических лиц, а следовательно, у страны в целом.

Таким образом, национальное богатство представляет собой совокупную стоимость всех экономических активов материальных (природные ресурсы) и нематериальных (нефинансовых и финансовых активов) в рыночных ценах, находящихся в собственности резидентов данной страны на территории страны или за ее пределом а также, за вычетом их финансовых обязательств, как резидентам, так и нерезидентам.

Экономические активы — это экономические объекты, на которые экономическими единицами (институциональные единицы) осуществляются права собственности, и от владения которыми или использования которых в течение некоторого периода времени его владельцами извлекается экономическая выгода.

Свойства показателя национального богатства:

  • НБ — моментальный показатель, определяется в стоимостном выражении в текущих или сопоставимых ценах (исключение составляют природные ресурсы, которые учитываются в натуральном выражении, а в стоимостном только экспериментально);
  • По источникам происхождения национального богатства выделяют: природные ресурсы и накопленные результаты труда;
  • В соответствии с рекомедациями внесенными в методологию системы национальных счетов 1993г. национальное богатство включает как материальные, так и нематериальные и финансовые активы.
  • Показатель национального богатства складывается из имущества принадлежащего резидентам страны (физическим лица, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам) как на территории данной страны, так и за ее пределами.
  • НБ учитывается по остаточной стоимости,

Состав национального богатства:

  • Нефинансовые произведенные активы
  • Нефинансовые непроизведенные активы (возникают не в результате экономического производства, а естественным путем в природе, а также некоторые нематериальные активы).
  • Финансовые активы

Задачи статистики национального богатства

Статистика национального богатства призвана решать следующие задачи:

  • четкое определение экономического содержания национального богатства, компонентов, входящих в его состав, и их границ;
  • подготовка соответствующих классификаций по различным признакам (формам собственности, натурально-вещественному составу, отраслям и секторам экономики и др.);
  • выработка единых методологических принципов оценки конкретных элементов богатства: земли, природных ресурсов, нематериальных активов и т. д.;
  • разработка необходимой информационной базы для отражения объема, структуры и динамики национального богатства и его отдельных элементов;
  • разработка и утверждение статистического инструментария для наблюдения за элементами национального богатства;
  • взаимоувязка рассчитываемых показателей национального богатства с другими обобщающими показателями (валовым внутренним продуктом, национальным доходом, национальным сбережением и накоплением и т. д.);
  • разработка методологии расчета производных показателей для экономико-статистического анализа роли элементов национального богатства в развитии экономики страны.

Система показателей статистики национального богатства

Национальное богатство как показатель используется для характеристики имущественного положения страны. Как комплексная экономическая категория, национальное богатство характеризуется системой статистических показателей. В ней выделяются следующие подсистемы показателей:

  • объема национального богатства в целом и его компонентов;
  • состава и структуры НБ;
  • состояния отдельных компонентов НБ;
  • простого и расширенного воспроизводства национального богатства и его компонентов;
  • использования НБ;
  • эффективности использования НБ;
  • динамики национального богатства.

Показатели национального богатства по основным элементам (всего и на душу населения) служат одной из важнейших характеристик достигнутого страной уровня социально-экономического развития.

Национальное богатство как часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство — это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ — товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

  • невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;
  • воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;
  • нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;
  • объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

  • определить объем благ — товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;
  • определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;
  • осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно — исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства РК Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США, Великобритании.

Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл.

Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.

Как показывает практика в Казахстане так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства РК во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.

Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Казахстан существенным образом утрачивает степень контроля за своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» — понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья.

Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной РК. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры. Подобный режим функционирования национальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение национального богатства, а исключительно на его использование.

Отличительной особенностью использования природно-ресурсной составляющей национального богатства Казахстана вляется то, что она по праву принадлежит всему населению страны, но, по сути, ей владеет только небольшая часть населения. В результате чего от большей части национального богатства устранено население, оно направляется лишь на обогащение небольшой группы олигархов, а не на развитие национальной экономики и человеческого потенциала.

Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: