Идея освоения зарубежного опыта в области теории и практики социальной работы и развития отечественных научных взглядов, позиций на социальное обслуживание населения в современных условиях перехода к рыночным отношениям в России возникла своевременно и именно в тот период, когда общество в ней наиболее остро нуждалось, когда исследователи, приверженные идеям социальной справедливости, добра и чести, не могли остаться в стороне от развернувшегося кардинального изменения в обществе. Эти исследователи хорошо понимали, что опора на мировой опыт в области социальной работы не означает отрицание собственных традиций в профессиональной деятельности различных категорий людей, поставленных в унизительное и бесправное положение, что социальная работа в России имеет глубокие корни и свои традиции (общественное и государственное призрение, соборность и благотворительность, православная духовность и другие ценности народов, населяющих нашу страну), а потому слепое копирование наработанного исследователями других стран далеко не всегда приемлемо для российской обстановки и отечественного менталитета.
Первые теоретические исследования социальной работы были выполнены учеными в этой области науки: А. Г. Асмоловым, JI. В. Бадя, С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьевым, JI. Г. Гусляковой. Н. С. Данакиным, В. И. Жуковым, И. Г. Зайнышевым, И. А. Зимней, А. А. Козловым, В. В. Колко- вым, В. А. Никитиным, П. Д. Павленком, А. М. Пановым, А.С. Сорвиной. JI. В. Топчим, М. Ф. Фирсовым, Е. И. Холостовой, Б. К. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, В. Н. Ярской и др.
Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект социальной работы, ее взаимосвязь с другими науками, отразить роль и значение социальной работы в обществе и личности профессионала в этой деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что теория социальной работы как научное направление имеет объект, предмет, методы исследования, но отражает прикладной характер.
В данном пособии мы опираемся на их точки зрения, обобщаем их подходы в разработке теоретических аспектов социальной работы.
Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также учитывая потребности в научно- методологических и практических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности. Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы: “социальная среда — человек”.
Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента, структуры социальной работы и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т. е. способов и методов конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.
Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предварительными, дискуссионными суждениями.
П. Д. Павленок определяет следующие основные закономерности социальной работы:
- взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
- обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;
- решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
- зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.
Это общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Наконец, специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).
Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.
Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие, рефлексию.
Группу методических принципов составляют дифференцированно-гуманистический подход, преемственность, последовательность, непрерывность, интегративность, целостность и др.
Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).
Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, выделяют социально-психологические, педагогические, экономические, правовые, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Итак, многие десятилетия ведутся споры, имеющие прикладной характер: социальная работа — это наука, теория, научно-теоретическое направление? Ответ на данный вопрос сложен и пока не однозначен.
Но вместе с тем за эти десятилетия состоялись научные школы (В. Г. Бочарова, Н. Ш. Валеева, В. И. Жуков, И. А. Зимняя, Л. Г. Лаптев, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, М. Б. Рамазанов, Е. В. Смирнова-Ярская, Л. В. Топчий, М. В. Фирсов,
В. А. Фокин, Е. И. Холостова, Т. В. Шеляг), которые занимаются вопросами теории, методики, технологий деятельности социальной работы (см. Персоналий).
Вопросы и задания
1. На пересечении каких наук базируется социальная работа?
2. Перечислите ученых, которыми были выполнены первые теоретические исследования в области социальной работы.
3. Назовите закономерности социальной работы.
4. Раскройте основные принципы теории социальной работы.
5. Кто из ученых являются основателями научной школы в сфере социальной работы?
6. Как вы считаете, социальная работа — это наука, теория или научно-теоретическое направление?