Словарь терминов

А

Авторитет – общепризнанное значение, влияние.

Адаптация - приспособление организма к условиям существования. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде.

Актив – наиболее деятельная часть коллектива, группа детей, наделенных особыми организаторскими качествами, стремящихся к лидерству в своем коллективе, выполняющие главную роль в самоуправлении лагеря.

Активность личности – деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Ампелотерапия – лечение виноградом. Плоды винограда и продукты его переработки обладают ценными пищевыми и лечебными качествами. В конце летнего сезона виноград занимает видное место в питании отдыхающих и жителей побережья.

Анализ – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Ассимиляция - понятие концепции интеллекта, выражающее собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения.

Атмосфера – 1)окружающие условия, обстановка; 2)состояние межличностных отношений в коллективе.

Аурелия – одна из крупнейших черноморских медуз, похожая на зонтик. Появляется у наших берегов ранней весной, их много в море все лето; к осени – их вытесняют могучие корнероты. Аурелия не обожжет вашу кожу, но может больно ужалить края губ или глаза, поэтому никогда не кидайтесь медузами друг в друга.

Аэротерапия – лечение воздухом, первый фактор общеукрепляющего целебного воздействия климата на организм человека. Она проводится во все сезоны года. Свежий чистый воздух с повышенным содержанием кислорода и озона, преобладанием отрицательных аэроионов, наличием гидроаэрозолей морских солей, летучих фитанцидов морских водорослей и растений приморских зеленых насаждений делает курортную зону Анапы естественным ингаляторием. На набережной моря в воздухе взвеси морских солей значительно нарастает во время прибоев, особенно штормов. Ветры с моря приносят на сушу повышенное количество благотворных отрицательных аэроионов.

Аэрофитотерапия – физиологически активный компонент врачующего воздуха – летучие фитонциды, выделяемые растениями. В Анапе летучими фитонцидами особенно богаты сосна крымская, ель, дуб, ясень, каштан, акация, липа, грецкий орех. Летучие органические вещества выделяются не только земной, но и морской флорой – водорослями.

Б

Бакланы – исключительно морские птицы. Они не умеют ходить по суше – только летают. И отлично плавают под водой с помощью своих лап-ласт с перепонками.

Барабульки – желтовато-серые рыбки, как сам песок, с бледно-розовыми пятнами. Достигают длины 30-40см.

Безопасность – положение, которое исключает любую опасность кому-либо или чему-либо.

Библиотекотерапия – чтение специально подобранной художественной литературы. Позволяет ребенку и особенно думающему подростку воспроизводить в воображении художественный образ литературного героя, с несокрушимой энергией побеждающего свои болезни.

Бокоплавы – разноногие раки (морские блохи). Их тельце сплющено с боков и сгорблено, а когда оно распрямляется, как пружина, бокоплав прыгает – это его реакция на опасность, бегство, - он испугался нас. В песке же они ползают и бегают – в поисках пищи – мертвых останках животных и водорослей. Это главные чистильщики прибойной зоны.

Бриз – это ветер, который образуется из-за разницы в температурах моря и суши. Земля нагревается и остывает быстрее морской воды, поэтому днем, когда светит солнце, и воздух над сушей становится горячим, и, поэтому – более разряженным. Значит, атмосферное давление над сушей днем – меньше, чем над морем; воздух устремляется туда, где его давление ниже – это и есть ветер.

Бычок – рыба, у которой чешуя как будто сделана из песка, на котором они лежат. Бычков в Черном море больше 20 видов. Большинство из них хищники, подстерегают добычу в засаде. Когда светит яркое солнце, песок тоже кажется ярким – и бычки такие же, а стоит набежать облакам – все краски побледнеют, и бычок поблекнет.

В

Валеология - наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Объединяет физиологию, генетику, психологию, педагогику. Валеология изучает механизмы формирования физиологического, психологического, социального развития и сохранения здоровья человека в условиях его жизнедеятельности.

Вальдорфская педагогика – система методов и приемов воспитания и обучения, основанных на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Вежливость – доброе поведение и обращение или учтивость. Вежливый человек – воспитанный, соблюдающий приличия, учтивый, услужливый, предупредительный.

Вера - религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В воспитании вера в сочетании с доверием создают эмоциональный фактор воспитательных отношений и образуют идеальное духовное пространство воспитания. В процессе педагогического взаимодействия вера и доверие трудно различимы, однако они органично дополняют более конкретизированные методы и средства воспитания. Вера и доверие обеспечивают принятие воспитания воспитанниками. Вера обеспечивает добровольное самопринуждение к исполнению долга, заменяя собой внешнее принуждение. Взаимность веры и доверия между всеми участниками воспитательного процесса, педагогами и воспитанниками – неотъемлемая черта гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества и других направлений личностно ориентированного воспитания.

Взморник – трава, высшее растение, она цветет даже под водой. У взморника длинные корневища, они тянутся под поверхностью песка, помогая растению укрепиться в этом сыпучем, подвижном грунте.

Викторина – игра в вопросы и ответы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Властолюбие - страсть к повелеванию, господству. Властолюбец – человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться.

Власть – особые отношения между людьми, способность осуществлять свою волю.

Власть учителя – влияние, оказываемое на обучаемых и воспитуемых знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером учителя, его личностью в целом. Учителю принадлежит право судить, оценивать, характеризовать, отбирать, поощрять, разрешать - не разрешать. Учитель – диктатор в масштабе классной комнаты. Власть учителя над душой и судьбой детей опасна возможностью злоупотребления ею. Чтобы не нанести вреда детям, учителю необходимо постоянно задаваться аналитическими вопросами к своей собственной деятельности: в какой жизненной ценности утвердился ребенок, выйдя из очередной педагогической ситуации? В ощущении, что главное – догадаться, чего от тебя ждут властвующие над тобой люди, или в желании доискиваться до истины? С духовной жаждой или умственным пресыщением? С презрением к науке или восхищении перед силой разума?

Водяной уж – неядовитая змея с желто-коричневыми спинками и оранжевым брюшком. Они совсем не опасны.

Вожатый – проводник, указывающий дорогу. Юноша или девушка, «ведущие за собой», являющиеся образцом для подражания, воспитывающие лучшие качества в ребенке.

Возраст - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Возрастной подход – конкретизация принципа природосообразности воспитания.

Воля – способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Непроизвольное поведение основывается на привычках и регулируется ситуацией, в то время как волевое поведение может осуществляться и вопреки привычке, вопреки импульсивному побуждению, и поэтому оно связано с усилием. Способность к волевому поведению у ребенка в начале вырабатывается в процессе выполнения требования и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять собственные требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы.

Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание так относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.

Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Различают также понятие «система воспитательной работы», которая является подсистемой воспитательной системы, и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Исходная форма познания-ощущения. Восприятие выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.

Всеобщая декларация прав человека – международный правовой акт. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация исходит из того, что в основе всех прав человека лежит принцип равноправия, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Декларация к правам человека относит элементарные права личности, гражданские, политические и экономико-социальные права. Под элементарными правами личности понимается право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Высшая нервная деятельность (ВНД) – наука о механизмах деятельности мозга, разработанная И.П.Павловым на основе представлений И.М.Сеченова об ее рефлекторной природе. ВНД базируется на принципах детерминизма, соответствия структуры и функции и сочетания процессов анализа и синтеза (дифференциация и интеграция) в коре больших полушарий при осуществлении высших нервных функций и поведения, в основе которых лежит механизм временной связи. Павловым была подробно исследована работа мозга при выработке временных связей в ситуации образования, сохранения, угасания условных рефлексов.

Г

Гелиотерапия – лечение солнцем – является одним из наиболее активных видов климатолечения. Во избежание перегрева в летние месяцы солнечные ванны рекомендуются с 9 до 11 и 16 до 18 ч, кроме того, следует обязательно надевать легкий головной убор.

Гигиена детей и подростков – раздел гигиены, изучающий влияние различных факторов окружающей среды на организм ребенка и разрабатывающий гигиенические нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гиперактивность – комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Гиперактивность негативно сказывается на взаимоотношениях с окружающими, приводит к снижению самооценки и школьной успеваемости, несмотря на то, что общий уровень интеллектуального развития детей, страдающих гиперактивностью, обычно соответствует норме.

Горгиппия – древний город, находившийся на месте Анапы. Период наивысшего расцвета IV-II в. до н.э. Получил известность как город моряков и рыбаков, ремесленников и торговцев, виноделов и хлебопашцев. Способствовал экономическому росту Горгиппии проходивший через нее знаменитый Шелковый путь.

Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности к деятельности на благо общества. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.

Гребневик – не медузы, даже не их родственники. Они ажурные и легкие как китайские фонарики. Вдоль тела гребневика проходит 8 искрящихся шнуров – это ряды гребных пластинок, они такие тонкие, что свет, проходя через них, дробится на лучи разных цветов.

Группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п., а также совокупность предметов, объединенных общностью признаков.

Гуманистическая психология – направление в современной зарубежной, главным образом американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшей ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность.

Д

Действие – произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности.

Декларация прав ребенка – международный правовой акт, принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г. Основная ее цель объединить усилия государств мира в деле защиты детства. В декларации сформулированы 10 принципов: о равенстве прав детей; возможности жить в благоприятных условиях, позволяющих развиваться умственно и физически, нравственно и духовно; иметь имя и гражданство; жить в любви и понимании; быть защищенным от жестокости и эксплуатации.

Дело – работа, занятие, деятельность, мероприятие; нечто важное, нужное.

Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловых игр представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства.

Дельфины – единственные киты, которые водятся в Черном море. Это небольшие по размеру представители подотряда зубатых китообразных. Они же – самые большие животные нашего моря, но это не рыбы, а млекопитающие – они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть – в эти моменты мы и видим их черные блестящие спины.

День рождения лагеря – самый любимый праздник ребят. Этот день педагоги лагеря стараются сделать самым ярким и запоминающимся, полным приятных сюрпризов и неожиданностей для детей, чтоб все дети почувствовали себя именинниками.

Дети – (правовое положение) Правовое положение детей в Российской Федерации регулируется нормами гражданского, семейного, а также трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права и Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Важную роль играют международные документы, например Декларация прав ребенка. Гражданско-правовой статус детей, как и любого человека, характеризуется уровнем их гражданской правоспособности и дееспособности.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшем решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т. д.).

Дивиантное поведение – поведение, несоответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившемся традиционно в обществе (в группе). Дивиантное поведение появляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних.

Диетотерапия – лечебное питание. Является известным и популярным методом лечения многих заболеваний. Пища, будучи пластическим и энергетическим материалом, способствует росту и обновлению клеток и тканей, осуществлению внешней работы, протеканию внутренних процессов в организме. Правильное питание основывается на принципе сбалансированности компонентов пищи – белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ – и на должно быть избыточным или недостаточным. Это очень важный фактор не только в нормальном развитии и функционировании динамичной системы растущего детского организма, но и в профилактике болезней и их лечения.

Директор в лагере – человек, организующий, анализирующий и координирующий деятельность Детского лагеря. Директор является ключевой фигурой в лагере, но значимость этой доминирующей фигуры заключается именно в том, в какой мере он позволяет остальному персоналу раскрыть свой полный потенциал.

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Принципиальное значение для понимания роли дисциплины в развитии личности имеет выявление соотношения категорий дисциплины и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Дисциплина – есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других.

Дискотека – место, площадка для массовых танцев, оснащенная специальной звуковой и световой аппаратурой.

Дневник настроения – ведущиеся изо дня в день детьми записи, с помощью специальных знаков, изображающие свое настроение и причины, которые на него повлияли.

Добро – в широком смысле понимается как благо и имеет два значения: 1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2) сам этот стандарт.

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дюны – настоящая граница между морем и равнинным берегом. Если бы их не было, то волны во время штормов гуляли бы по Пионерскому проспекту. Семибальные шторма бьют в мягкую песочную стену, но не размывают ее. Во-первых, потому, что волны приносят все новые тонны песка, сами строят дюны, а, во-вторых, дюны – не просто куча песка, у них есть живой скелет – корни растений. Не будь их - не устояли бы дюны и нескольких месяцев.

Ж

Желание – эмоциональная форма направленности личности, более высокая, чем влечение, и более низкая, чем интерес. Желаемое человек осознает как цель стремления, как то, к чему он стремится.

Жестокое обращение с детьми – умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей или других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, отсутствие любви и внимания к ребенку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.); пренебрежение основными потребностями ребенка – отсутствие условий для нормальной жизни ребенка, заботы о его здоровье и развитии.

З

Забота – непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего-либо).

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а крайних случая даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Заезд – приезд в определенный срок группы отдыхающих в детский лагерь.

Закон – общеобязательное правило, то, что признается обязательным.

Зарядка – совокупность гимнастических упражнений, выполняемых с гигиеническими и общеукрепляющими целями.

Звездочет – хищная рыба со свирепой квадратной мордой. У него на нижней челюсти есть красный кожистый вырост. С его помощью он приманивает рыбу.

Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Зоопланктон - мелкие рачки, инфузории, разные личинки. Питаются одноклеточными водорослями.

И

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игровая терапия – метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями. В основе различных методик игровой терапии лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Импровизация – исполнение художественного произведения, создавая его в момент исполнения, без подготовки.

Инициатива – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности (творческая инициатива); руководящая роль в каких-нибудь действиях.

Инструкция – собрание правил, регламентирующих деятельность.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Интолерантность – всегда проявление небезразличия.

К

Камбала – рыба, у которой оба глаза съехали на правую сторону, а лежат они на левой. Живут на дне моря. Оба их бока стали плавниками, по которым проходят волны, толкающие рыбу вперед.

Катран - единственная акула в Черном море. Обычно не бывает больше одного метра в длину, боится людей и редко подходит к берегу.

Капризы – лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях.

КВН – одна из форм культурно-массовой работы в лагере, которая способствует воспитанию таких качеств как коллективизм, чувство юмора, быстрота реакции, уважение к мнению товарища.

Кефаль – рыба с длинным гибким телом. Они скользят в узком слое воды между дном и поверхностью. Зеленовато-желтый цвет спинок делает их незаметными и на песке, и среди водорослей – быстрые летучие тени.

Климатолечение – обобщенное понятие, включающее в себя аэротерапию, гелиотерапию и морские купания, иначе талассотерапию.

Коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Проблема детского коллектива – это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Комплекс в психологии – соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле – группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом.

Конкурс – соревнование, имеющее целью выделение лучших участников, наилучшие работы.

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Конфликт – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликты подразделяются на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и групповые). Межличностные конфликты возникают в тех случаях, когда люди преследуют несовместимые цели, придерживаются несовместимых ценностей и норм или в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной цели.

Корабельный червь – червь, который ест древесину и живет в ней. Стенки норок он выстилает известняком. Во времена деревянных судов, корабельный червь был одним из главных врагов мореплавателей.

Корнерот – одна изкрупнейших медуз в Черном море. Ее легко отличить по мясистому, похожему на колокол, куполу и тяжелой бороде ротовых лопастей под ними. На этих лопастях и находятся ядовитые стрекательные клетки. Эта медуза может обжечь вашу кожу подобно кипятку. Просто не трогайте ее, если она встретилась вам в воде – обойдите, обплывите ее.

Кошачья акула – мелкая акула, встречающаяся только в прибосфорском районе.

Крангон – плоская креветка, живущая на песке.

Крачки – маленькие белые птицы с черными шапочками на голове. У них длинные изломанные крылья и вильчатые хвосты. Они порхают вдоль берега, проваливаясь вниз и быстро взмывая вверх.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.

Л

Лагерь оздоровительный – учреждение дополнительного образования детей, действующее во время летних и зимних каникул.

Ландшафтотерапия – влияние ландшафта на отдыхающих. Его медицинское, санитарно-гигиеническое и экологическое значение велико. Красивый ландшафт доставляет эстетическое наслаждение и нравственное удовлетворение, способствует отдыху и курортному лечению, восстановлению гармонического равновесия между организмом человека и окружающей природой, часто нарушенного вследствие болезней и переутомлений. Особенно велико влияние окружающей среды на психику ребенка. Ландшафт повышает его духовную энергию, способствует пониманию красоты, в определенной мере формирует культуру поведения.

Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии; вымысел, нечто невероятное.

Лечебная педагогика (В.П.Кащенко) – синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом.

Принципы лечебной педагогики (разработаны анапским курортологом и педагогом А.А.Дубровским)

· принцип гуманизма

· принцип оптимизма

· принцип преемственности

· принцип индивидуально-личностного отношения

· принцип профессионально-этической, деонтологической ответственности

· принцип активной жизненной позиции

Лидер – человек, который в силу своих особенностей имеет в коллективе особый вес.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Луфарь – большая хищная рыба, до метра в длину, с мощной головой, громадными зубастыми челюстями.

Любовь – высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею.

М

Менталитет – образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности.

Мерланг – небольшие, розоватого цвета, 20-30 сантиметровые рыбы, гладкие и скользкие, На нижней челюсти у них есть усики, которыми они отыскивают пищу в грунте.

Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь.

Мертвая зыбь – волна при штиле.

Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактичекой и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Меч-рыба – самая быстрая рыба морей и океанов.

Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенство людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики.

Морская игла – рыба с худым и жестким, как будто подсушенным телом.

Морская лиса – крупный скат, бывает до полутора метров от кончика носа до кончика хвоста, он для человека неопасен.

Морская мышь – рыба с длинным хвостом, приплюснутым телом и головой. У нее нет чешуи, но зато, есть шипы и крючья на жаберных крышках.

Морские желуди – крошечные, невидимые глазом личинки балянусов. Ведут планктонный образ жизни, плавают, охотятся, а когда подрастут, садятся на что-нибудь твердое – хотя бы раковины моллюсков - и превращаются во взрослого рачка.

Морской дракон – рыба, вытянутая в длину, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. У нее выпученные глаза на верхней части головы и огромный, жадный рот. Дракон предпочитает мягкие грунты – песок, ил, в которые он зарывается, подстерегая добычу – мелких рыб.

Морской ерш – это настоящее чудовище – большая уродливая голова, покрытая бородавками, выростами, рожками, выпученные кровавые глаза, огромный рот с толстыми губами. Лучи спинного плавника превращены в острые колючки, если его потревожить, в основании каждого луча – ядовитая железа.

Морской угорь – проворный и прожорливый хищник с длинными и острыми зубами. Они таятся в темных укрытиях, охотятся ночью, во тьме, а днем – отдыхают.

Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Н

Наблюдение – метод сбора социальной информации.

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Надежда – ожидание блага, осуществление желаемого.

Наказание – метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном воспитании. Наказание может осуществляться в самых различных формах – от физического насилия над ребенком до морального унижения личности.

Настроение – относительно устойчивое психическое состояние, характеризующееся наличием общего эмоционального фона, определяющего возникновение и протекание различных переживаний и в значительной степени влияющего на поведение человека.

Неврозы у детей – группа функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических симптомах при отсутствии грубых органических изменений нервной системы.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Норд-ост – сильный ветер с материка. Он будет гнать воду от берега, при этом уровень моря понизится, а пляж станет немного шире. Норд-ост сгоняет в открытое море теплую поверхностную воду, а на ее место из глубины приходит холодная. Если норд-ост подует летом, когда солнце уже хорошо нагрело поверхность моря, то из-за смены воды ее температура может упасть на 10 градусов за один день – тогда уже никаких купаний.

Нравы – устоявшиеся в данном сообществе формы поведения.

О

Обслуживающий персонал – совокупность различных служб в лагере, основная деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования лагеря.

Огонек – коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Оргпериод – первые 3-4 дня смены, когда закладываются основы и нормы жизни временного детского коллектива.

Осанка – привычное положение тела человека в покое и в движении. Нарушение осанки особенно в период роста могут привести к деформации костного скелета, к различным заболеваниям сердца, легких, органов пищеварения.

Осетр, севрюга, белуга – рыба, скелет которой состоит, в основном, из хряща – у них нет позвоночника, его роль играет упругий хрящевой тяж – хорда. Их тело не имеет обычной рыбьей чешуи, оно покрыто защитными колючими бляхами – «жучками».

Ответственность - отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействия ему.

Ощущения в психологии – элементарный познавательный процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира. В своей совокупности являются источником знаний человека о мире и о самом себе.

П

Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Парадигма (греч. – пример, образец)

Педагог (греч. - воспитатель)

Пеламида – рыба из семейства скумбриевых. Это одна из немногих хищных рыб, которая ест медуз.

Питьевое лечение – прием минеральной воды внутрь. Считается одним из ведущих методов санаторно-курортного лечения заболевания органов пищеварения и нарушений обмена веществ.

Планерка – совещание по планированию текущей работы или особо важного события.

Поведение – совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе и человека. Поведение предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил.

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного).

Понимание – мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека.

Поощрение – вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность подростка.

Потребности – внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности. Возникновение потребности побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности – мотивами.

Правило – постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. В разработке, принятии, соблюдении, подтверждении самых различных правил проявляется деятельность воспитания.

Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью.

Принципиальность – нравственно оправданная Интолерантность.

Принципы воспитания – основополагающие идеи и ценностные основания воспитания человека, отражающие уровень развития общества.

· принцип гуманистической направленности воспитания (Я.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой)

· принцип природосообразности воспитания (Демокрит, Платон, Аристотель, В.И.Вернадский)

· принцип культуросообразности воспитания (Дж.Локка, К.Гельвеций, И.Песталоцци)

· принцип незавершенности воспитания

· принцип вариативности социального воспитания

· принцип коллективности социального воспитания

· принцип центрации социального воспитания на развитии личности

· принцип диалогичности социального воспитания

Программа – план деятельности, работ.

Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии, формируется в процессе обучения и деятельности, при наличии положительной мотивации.

Псамотерапия – лечение нагретым песком. Издавна применялось как надежное средство при рахите, хронических заболеваниях позвоночника и суставов. Замечательным природным фактором, используемым в природной медицине Анапы, является наличие природных масс мелкого чистого песка, нагреваемого в летние дни солнцем. Лечение песком как метод активной терапии проводится непосредственно на пляжах в виде песочных ванн.

Психика – свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром.

Психогигиена – наука о сохранении и укреплении нервно-психического здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией.

Пубертатный скачек роста (лат.- возмужалость, половая зрелость) – увеличение скорости роста на определенных стадиях полового созревания.

Р

Раки-отшельники – маленькие раки, которые быстро перебирая ножками, волочат на себе раковину, защищающую их от хищников.

Ракушки – это половинки домиков двустворчатых моллюсков. Моллюск нигде этот домик не находит, а строит его сам, и его раковина растет вместе с ним.

Рапан – улитка, которая живет в Черном море на любых грунтах – и на песке и на камнях.

Режим – установленный порядок.

Ромбы – камбалообразные, у которых оба глаза съехали в левую сторону, а лежат на дне эти рыбы на правой, слепой, стороне.

Рост и развитие – важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост – количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению.

Руководитель программы – человек, отвечающий за деятельность лагеря в определенном направлении.

С

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Важный регулятор поведения.

Самореализация – одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности.

Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной личности.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами.

Санитарные правила и нормы (СанПиН) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов окружающей его среды и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Сарган – рыба с длинным, узким телом, тонкими, вытянутыми челюстями-пинцетами, на которых сидит множество крепких клыков.

Свобода – осознанная необходимость.

Скат - плоские акулы, древние хрящевые рыбы, вся жизнь которых связана с морским дном. Он может нанести отравленные раны зазубренным кинжалом, торчащим из его хвоста-хлыста, но такое возможно, только если человек будет сам провоцировать ската.

Смена – заезд, временной промежуток пребывания детей в лагере.

Социализация – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Справедливость – общая нравственная санкция совместной жизни людей.

Страхи у детей - эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу.

Стресс – особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

Счастье – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Т

Такт педагогический – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Такт педагогический – неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, основанная на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности.

Талассотерапия – морские купания. С древнейших времен считается неиссякаемым источником здоровья и бодрости, могучим средством против очень многих недугов. Морские купания, оказывающие выраженное воздействие на все органы и системы человека, особенно на обменные процессы и гемодинамику, являются ведущей составной частью климатолечения в Анапе.

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Терренкур - дозированная ходьба по холмистой местности с восхождением. Набережная Анапы – прекрасное место для терренкура.

Термотерапия – суховоздушные ванны – сауна. Правильное применение сауны улучшает терморегуляцию тела, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализацию нарушенных биоритмов, снижает мышечный тонус, ведет к оптимизации обменных процессов в организме.

Толерантность – способность организма без видимого для себя ущерба переносить потенциально неблагоприятные для него воздействия того или иного фактора внешней среды.

Тренинг – интенсивное обучение с практической направленностью.

Тягун – опасное течение, которое может унести вас от берега.

У

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

Увлечение – сильный, большой интерес к кому-либо, чему-либо.

Ультрамарин (ярко-голубой) – это название цвета и краски, данное итальянскими художниками, означает «сверх-морской», «самый морской».

Уровень - степень величины, развития, значимости чего-либо.

Ф

Фантазия – способность к творческому воображению, к измышлениям.

Фитопланктон – одноклеточные микроводоросли, которые умеют делать, которые умеют делать живое вещество из неживого – солей, воды, углекислого газа. Это волшебство происходит, когда на клетку водоросли падает солнечный луч- свет дает жизнь всему на Земле, и морю тоже.

Фитотерапия – лечение лекарственными травами. На курорте с успехом применяют лекарственные растения, учитывая их мягкое, безопасное и достаточно эффективное влияние на человеческий организм в период реабилитации.

Фрустрация – психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению воображаемых целей, удовлетворению потребностей.

Х

Характеристика – описание характерных отличительных качеств, свойств.

Хождение босиком – естественный акт, свойственный человеку по самой природе; выполняет благоприятную организующую функцию для организма. Обувь, предохраняя нижние конечности от охлаждения, снижает теплорегуляторную восприимчевость обширной цепи терморецепторов кожи подошв, что может при любом случайном охлаждении ног у незакаленного человека вызвать простудные заболевания, обострение хронического воспалительного процесса многих органов и систем, прежде всего органов дыхания, поскольку установлена рефлекторная связь стоп с верхними дыхательными путями. Помимо терморецепторов, на кожной поверхности стоп расположено большое количество механорецепторов, раздражение которых при босохождении оказывает отчетливое тренирующие воздействие на организм. Этот метод применим как для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятной погоде и простуде, так и при уже имеющемся заболевании с целью не допустить его обострения, а в некоторых случаях добиться и обратного развития. Ходьба босиком создает положительные эмоции и возможность осуществить психологическую «разгрузку». Она показана при лечении деформации стоп с целью укрепления ослабленных мышц, сухожилий и связок стопы и является профилактическим средством против потливости, опрелостей, потертостей, образования мозолей. Ходьба босиком полезна всем, но особенно она нужна детям.

Ц

Цвет морской волны – сильнее всего морская вода поглощает красные и желтые лучи солнечного света, а синие и зеленые отражаются в наших глазах и мы видим тот цвет моря, который принято называть цветом морской волны.

Цель - представляемое или желаемое будущее событие.

Ч

Чайки – это морские птицы, которые летают над волнами, высматривая рыбу и бросаясь вниз, выхватывают ее из воды. При этом чайки погружаются совсем неглубоко, плавать под водой они не умеют.

Э

Эгоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-либо группы.

Этнография детства – междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнительным изучением традиционных способов воспитания детей и самого мира детства, включая детские игры, фольклор и т.д.

Этнопедагогика – направление в исследовании социализации и образования.

Ю

Юность – у нее один недостаток – она слишком быстро проходит.

Юношеский максимализм – свойство сознания все идеализировать, как правило, проходит с возрастом.

Я

«Я»-концепция – система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, представляющие самосознание и самооценку.

Литература

1. Анапа: от военной крепости до Российского курорта. /Под ред. Курбацкого В.И. Анапа, 2003г. – 168с.

2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел. Кострома, 1998г. – 112с.

3. Баклыков Л.И., Аванесов В.Н., Анапа – детский курорт. Краснодар, 1989г. – 208с.

4. Баклыков Л.И., Юсупов М.Ю. Море, дети, здоровье. Гомель, 1992г. – 152с.

5. Вершинин А.О. Жизнь черного моря. Москва, 2003г. – 176с.

6. Глотова О.С. Вожатская энциклопедия. Липецк, 1998г. – 56с.

7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 2002г. – 272с.

8. Дегтярева О. Дерзай, вожатый! Хабаровск, 1997г. – 82с.

9. Ионов П.К. Эндоэкологическая реабилитация на курорте. Анапа, 1999г. – 208с.

10. Можейко О.В. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене. Анапа, 2003г. – 80с.

11. Педагогический энциклопедический словарь. /Под ред. Бим-Бад Б.М. М., 2002г. – 528с.

12. Тимофеев Ю.Н. Игротека вожатого. М., 2002г. – 84с.

13. Фопель К. Создание команды. М., 2002г. – 400с

14. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М, 2002г. – 336с.

15. Что делать с детьми в загородном лагере. /Под ред Афанасьев С.П. Кострома, 1993г. – 208с.

16. Шаги. /Под ред. Кукарцев А.В. Новосибирская обл., 2003г. – 188с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: