В данном случае внимание сосредоточено на том влиянии, которое оказывают процессы функционирования категориальных структур на различные когнитивные процессы.
А. Сравнение порогов ощущения или субъективной длительности стимулов с различной семантической нагрузкой. В самых простых психофизических экспериментах часто проявляются семантические эффекты. Так, например, в знаменитом исследовании Хауса и Соломона было продемонстрировано, что чем выше частотность (другими словами встречаемость, употреби-мость в языке) слова, тем ниже порог его восприятия. В другом исследовании испытуемым предъявлялась последовательность знакомых и незнакомых символов. Хотя длительность экспозиции и тех, и других
3. ПОЗНАНИЕ И OBL. |
была одинаковой (30 мс), незнакомые стимулы казалось звучали дольше, чем знакомые. Было также показано, что пороги ощущения меняются для слов различной эмоциональной значимости (см. [Солсо, 1996]). К этой же группе можно отнести все эксперименты, в которых хронометрируется время опознания или называния стимулов в зависимости от семантического контекста или преднастройки.
Б. Анализ группировки стимулов при полном воспроизведении списка слов является достаточно популярной методикой в семантических исследованиях. Испытуемому показывают список на вид бессвязных слов, а затем он воспроизводит их в любом порядке. Следуя такой инструкции, испытуемый обычно воспроизводит слова, группируя их по семантическим признакам. Например, в классических экспериментах Бусфилда и Седжвика (см. [Солсо, 1996]) при воспроизведении названий птиц испытуемые вспоминали подряд слова «ястреб», «орел», «стервятник», а после короткой паузы «курица», «индюк», «утка». На основании протоколов воспроизведения с помощью ряда математических процедур «реконструируют» структуру соответствующего участка семантической памяти.
В. Сравнение успешности извлечения из памяти в зависимости от семантической обработки или предиастройки. Суть методики состоит в том, что часть тестовых стимулов включаются в решение предварительной задачи, такой, как дополнение слов, или воспроизведение категорий (испытуемых просят назвать примеры таких категорий, как «мебель» или «птицы») или воспроизведение базовых знаний (испытуемых просят ответить на ряд вопросов, например, «Что быстрее: заяц или Земля?»). Через определенный интервал времени неожиданно для испытуемых дается тест на воспроизведение или узнавание. Обычно семантическая обработка стимулов улучшает их запоминание и последующее извлечение из памяти. Цель исследователей — сравнение позитивного влияния различных семантических задач.
Г. Хронометрирование времени принятия решений относительно лексического характера стимула или истинности, или ложности
некоторых утверждений. Суть мето перед испытуемым ставится задача ел заключение о представленном матер Самая простая задача — принятие г ния о том, что было предъявлено — или не слово («задача лексического р ния»). Более сложным является вер кация простых утверждений, таких «собака — это животное».