Содержание понятия «работоспособность* и перечень факторов деятельности, влияюших на ее уровень, определяют основные направления регуляции способности человека выполнять конкретную работу с заданными параметрами эффективности и надежности. Обеспечение работоспособности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности реально на основе учета возможностей человека при совершенствовании технических систем управления, условий и организации трудового процесса, проведения профессионального отбора специалистов и использования эффективных приемов их подготовки. Все эти направления ориентированы на обобщенные рекомендации {средства, методы, нормативы и т. п.), предназначенные для специалистов определенного профиля деятельности. В этих рекомендациях, как правило, не учитываются возможные индивидуальные изменения уровня работоспособности.
Для повышения или поддержания работоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на конкретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов, разработанный и обоснованный в ряде исследований [1,5]. Эффективным средством профилактики функциональных нарушений и обеспечения высокой работоспособности является индивидуальная регламентация деятельности, а именно — учет профессиональных, психологических, физиологических особенностей конкретного специалиста,
|
|
его текущего состояния при организации режима труда, отдыха и питания, планирования трудовой нагрузки, ее периодичности, последовательности и длительности. В связи с тем что при интенсивной деятельности возникает утомление, психическая напряженность, астенизация организма и даже невротические расстройства, действенным средством их профилактики и восстановления нормального функционального состояния является организация активного отдыха. В специальной литературе обоснованы формы и содержание активного отдыха (утренняя зарядка, тренировки на спецснарядах, спортивные игры, прогулки и т.д.). Как известно, физическая подготовка направлена не только на совершенствование силы, выносливости, скорости, ловкости, но и на развитие эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, сенсо-моторной координации и других качеств, необходимых для выполнения профессиональных заданий в экстремальных условиях деятельности [41]. Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием и соответственно работоспособностью является аутогенная тренировка и ее варианты в форме психосоматической саморегуляции (В.М. Звонников, М.М. Решетников и др.). Основная задача тренировок состоит в освоении трех методических приемов: а) аутогенной релаксации, предназначенной для снятия чрезмерного нервно-психического напряжения и самоуспокоения; б) аутогенной стимуляции, направленной на снятие явлений утомления и повышение или поддержание высокой работоспособности; в) релак-сидеомоторной тренировкой, которая заключается в формировании образного представления профессиональной деятельности путем мысленного проигрыша ее элементов и этапов на фоне аутогенной релаксации. Известен рядфизиолого-гигие-нических средств управления функциональным состоянием, а именно: ускоренная (гладкая и дробная) адаптация организма к измененным условиям внешней среды, дыхание чистым кислородом (ликвидация гипоксических состояний, возникающих при чрезмерных напряжениях), закаливание организма. Для профилакти-
|
|