Включению клубного объединения в воспитательную систему школы в первую очередь способствует его взаимодействие с внутришкольной средой. Однако объединение будет развиваться неполноценно, если его деятельность ограничится только рамками образовательного учреждения: это обеднит возможности клубного объединения в получении дополнительных источников для творческого развития его членов, замедлит развитие коллектива клуба, лишив его возможности расширения сферы приложения своих сил. Именно организация эффективного взаимодействия объединения по интересам с внешкольной средой становится тем новым на третьем этапе развития клубного объединения, что повысит его воспитательные возможности и позволит усилить его влияние на развитие воспитательной системы школы.
Взаимодействие клубного объединения с внешкольной средой осуществляется уже на первом этапе его работы, однако в это время среда чаще всего интуитивно используется для расширения сферы работы клуба, для проверки на ней своих сил и завоевания авторитета, а также для обогащения творческого багажа членов клуба. В процессе развития объединения как коллектива связи с внешкольной средой углубляются, становятся более разнообразными, организуются более осознанно.
|
|
На жизнедеятельность объединения прежде всего оказывает влияние широкая социальная среда: общественная ситуация в стране, в регионе; изменения, происходящие в этой среде, непременно вносят изменения в содержание работы коллектива по интересам и в ее организацию. Компонентами узкой социальной внешкольной среды являются объединения по интересам других школ и учреждений дополнительного образования (или сами эти учреждения), семья, трудовые коллективы взрослых, «улица», предметная, аудиовизуальная и природная среды.
Превращение окружающей клубное объединение среды в среду воспитывающую может осуществляться разными путями. Первый из них – включение в систему работы коллектива деятельности, связанной с необходимостью обязательного выхода на среду, ее использования. Это может быть сбор материала для разработки сценария литературно – музыкальной композиции, поисковая деятельность, связанная с созданием школьного музея, фольклорная экспедиция и др.
Второй путь превращения внешкольной среды в фактор воспитания - использование ее «людских» ресурсов. Ими могут быть, во-первых, взрослые люди, приглашаемые в клуб в качестве гостей или оказывающие ему непосредственную помощь в работе (консультанты, руководители секций или временных советов дел и др.); во-вторых, сверстники детей (учащиеся других школ, ПУ) или старшие друзья (студенты, рабочие, военнослужащие и др.). Все они необходимы объединению, прежде всего, для расширения сферы общения, приобретения нового социального опыта. Нередко отношения между членами клуба и учащимися из других школ становятся очень прочными, и последние начинают работать в объединении на равных с его хозяевами, что, конечно же, обогащает возможности коллектива.
|
|
Клуб может способствовать развитию контактов между учащимися разных школ. Объединение в данном случае выступает в качестве координатора и организатора таких контактов. Они осуществляются, когда дети бывают в гостях или участвуют в общем деле с учащимися из других школ, объединений. Использовать надо любую возможность, в том числе и вхождение в качестве представителей в школьную делегацию (на выездном лагерном сборе, во встрече по обмену опытом работы и др.). Коллектив объединения, приобретая друзей, постепенно начинает воспринимать их не как представителей разных школ, а как нечто целое, как единый компонент окружающей среды.
Особое место среди компонентов внешкольной среды принадлежит семье. Организация ее взаимодействия с клубным объединением позволяет оптимизировать педагогический процесс в нем, способствует организации его сотрудничества со школой, включению родителей в воспитательную работу.
Клубное объединение нередко «открывает глаза» родителям на их ребенка, показывая, на что он способен; это изменяет их отношение к школе и стимулирует к активному включению в ее жизнь. Некоторые формы работы объединения переносятся детьми на организацию досуга в семье (например, празднование дня рождения по образцу клубного «капустника»).
В свою очередь, в клуб из семьи ребенок несет многое из того, чему его научили там; причем, если этот опыт оригинален, то это поднимает престиж школьника в глазах его сверстников.
Семья способна серьезно помочь школе в организации клубной работы. Родители могут выступать в роли руководителей объединений по интересам, которые функционируют в школе или в доме, где проживает ребенок. В последнем случае это чаще всего небольшие кружки (5 – 10 человек), в которых занимаются, как правило, ровесники и друзья сына или дочери. Набор объединений может быть самый разный: от кружков рукоделия и технического творчества до спортивных секций и художественных студий. Особое место занимают кружки, деятельность которых прямо ориентирована на оказание помощи школе: оформительский, ухода за растениями, овощеводческий, переплетный, строительный и др. Предметная деятельность в таких кружках остается, естественно, приоритетной. Однако на них накладывается и большая воспитательная нагрузка: подчас то, что дети недополучают в своих семьях, они находят в семье своего друга, и, прежде всего, общение с людьми разных поколений.
Такие кружки чаще всего объединяют учащихся начальных классов и младших подростков. Старшие подростки и старшеклассники больше ориентированы на самостоятельность, поиск друзей вне семьи. Однако опыт установления контактов, приобретенный ими ранее в микрокружках, обычно приводит их в объединения по интересам, функционирующие в школах или учреждениях дополнительного образования. Нередко они сами становятся руководителями объединений для младших школьников.
Другие формы привлечения родителей к организации клубной работы в школе – руководство ими объединениями по интересам непосредственно в школе, а также создание так называемых семейных клубов непосредственно в образовательном учреждении, в которых занимаются родители вместе с детьми, а в отдельных случаях в их деятельность включаются и педагоги. Все это создает самые благоприятные условия для развития межвозрастных контактов и приобретения детьми социального опыта.
|
|
Привлечение родителей к такому виду деятельности способствует решению еще одной проблемы: их консолидации в воспитании своих детей. Многие семьи начинают тесно контактировать друг с другом, между родителями разгорается здоровый дух соперничества. В организацию досуговой деятельности включаются те из них, кто раньше и не помышлял об этом.
На жизнедеятельность школьного клубного объединения существенное влияние может оказывать «улица». Как неорганизованный фактор среды она способна определять настроение детей, характер их потребностей и мотивов. Стремление удовлетворить и развить те из них, которые сформированы на «улице», может стать одним из мотивов прихода школьников в объединение. В то же время «улица» может стать сильным фактором отвлечения учащихся от их работы в клубе.
Проблема взаимодействия школьных объединений по интересам и неорганизованной среды становится более актуальной в связи с широким распространением различного рода неформальных объединений. Нередко стремление членов клуба покинуть свое объединение и «уйти к неформалам» обычно в той или иной степени связано с неудовлетворенностью ими жизнью в клубе: во-первых, вследствие появления у школьников новых потребностей, реализация которых затруднена в объединении или отвергается им; во-вторых, вследствие невозможности самовыражения в коллективе из-за заорганизованности его жизни, одностороннего характера деятельности, конфликтов в отношениях между школьниками или ими и руководителем; в-третьих, вследствие желания проявить себя «на свободе», завоевать авторитет среди сверстников с целью появления затем в объединении в новом качестве.
Чем развитее коллектив, тем ему теснее в рамках «установленной среды», даже если она, выступая по отношению к нему субъектом воспитания, становится средой коллектива. На определенном этапе развития коллектива в объединении может сформироваться потребность в оказании преобразующего воздействия на среду с целью сделать ее средой своего коллектива и даже создания новых, ранее не существовавших ее компонентов. Заметим, однако, что чаще всего это происходит неосознанно. Организация же этой работы как преднамеренно смоделированного процесса повышает ее эффективность.
|
|
Скажем еще об одном явлении: выпускник, прошедший жизненную школу в клубном объединении и не имеющий возможности продолжать заниматься в нем после ухода из учебного заведения, нередко стремится создать что-то подобное на новом месте работы, учебы, службы в армии. Эти люди, имеющие опыт организации творческой деятельности, испытывающие потребность участвовать в ней, умеющие устанавливать контакты с новыми людьми, как правило, быстрее и менее болезненно адаптируются в новых условиях, оставаясь при этом самобытными, способными сохранить и проявить свою индивидуальность.
Как мы уже отмечали, активное взаимодействие клуба с внешней средой не только создает условия для развития разнообразных социальных контактов его участников, способствует их социализации, но и стимулирует развитие воспитательной системы школы, субъектом которой является творческое объединение детей.
Чем шире и разнообразнее содержательные и региональные связи (то есть чем шире и разнообразнее среда школы, объединения по интересам), тем больше возможностей для развития воспитательной системы школы, а чем прочнее связи между школой и клубным объединением, тем больше возможностей для эффективного использования этой среды. Таким образом, взаимодействуя с внешкольной средой, объединение по интересам выступает в единстве со школой как полномочный ее представитель, независимо от того, по чьей инициативе это взаимодействие организуется. Его успех определяется тем, насколько органично деятельность объединения включена в воспитательную систему школы. Окружающая школу среда обычно воспринимает клуб не как самостоятельное образование, а как посланника школьного коллектива и по его деятельности оценивает работу всей школы.
Таким образом, на третьем этапе развития клубного коллектива приоритетом становится активизация его взаимодействия с внешкольной средой, что, с одной стороны, обогащает его воспитательный потенциал, а с другой – педагогизирует внешкольную среду, превращая ее не только в среду коллектива клуба, но и школы, в которой он функционирует.
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Сравните клубные объединения с детскими объединениями других типов (учебными, трудовыми, общественной направленности). В чем специфика клубного объединения как воспитательного феномена?
2. Чем объяснить факт, что в объединениях клубного типа легче создать коллектив, а отношения в нем более гуманны и демократичны?
3. Охарактеризуйте новообразования, которые характеризуют каждый этап развития клубного коллектива.
4. Как изменяется педагогическое руководство коллективом клубного объединения в процессе его развития?
5. Определите значимость клубной деятельности школьников в реализации Государственных стандартов нового поколения. Предложите пути использования педагогических возможностей объединений по интересам для развития личности школьника и совершенствования внеучебной работы в образовательном учреждении.