В основе анархической теории познания Феерабенда положены два принципа:
1. Принцип пролиферации.
2. Принцип несоизмеримости теорий (всё дозволено).
3. К анархизму Феерабенда толкают его социально-политические взгляды. Он является одним из немногих современных философов науки, которые подходят к рассмотрению науки и её методологии с точки зрения счастья и свободного развития людей, т.е. с точки зрения гуманизма. Феерабенд отчётливо видит, что в современном обществе даже наука – это, казалось бы, чистое и бескорыстное стремление к истине – часто оказывается антигуманной. Она постепенно превращается в средство эксплуатации людей, в средство их оболванивания и отупения с целью превратить человека в покорного раба государственной машины. Анархизм Феерабенда – это, в сущности, восстание против того духовного рабства, в котором держит людей буржуазная культура.
Эволюционная эпистемология Стивена Тулмина
Тезис № 1.
Родился в 1922 г., умер в 1998 г., английский философ, некоторое время жил и читал лекции по философии в США, основной труд «Человеческое понимание».
|
|
Тезис № 2.
Тулмин считает, что сегодня рассматривать науку и её эволюцию только лишь как логику высказываний и предложений, и их эмпирическую подтверждаемость, верификацию далеко не достаточно, и это объясняется современным статусом и организацией науки, а именно:
1) во-первых, науку развивают сегодня не просто отдельные выдающиеся учёные личности, а большие научные коллективы и даже учёное сообщество в целом;
2) во-вторых, современные научные коллективы используют сложнейшие научные технологии, сравнимые с крупными современными промышленными технологиями;
3) в-третьих, по Тулмину, возросла неизмеримо социальная и нравственная ответственность учёных, поскольку сравнительно маленькая ошибка может привести к катастрофическим последствиям для жизни человека на Земле.