Отчёт о деятельности службы ПМПк

В школе успешно функционирует психолого-педагогический консилиум (ПМПк). В состав ПМПк входят: заместитель директора по воспитательной работе, школьный педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, преподаватель физкультуры, школьный фельдшер, два опытных, авторитетных не только для педагогического коллектива, но и для школьников, и также их родителей, учителя.

Таким образом, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, активно включённых в решение проблем обучения и развития детей в образовательном учреждении и за его пределами. Консилиум имеет план и график работы, который предусматривает как плановые, так и внеплановые заседания. Причем заседания проводятся двух видов: по единичному случаю, когда об­суждаются проблемы одного ученика, и по поводу работы с целым классом. В обоих случаях проводится большая предварительная работа, которая имеет специфические отличия. Поскольку работа с конкретными проблемами одного ученика представляет наиболее часто встречающийся вид деятельности консилиума, на этом вопросе остановимся подробнее.

Информация для обсуждения на консилиуме собирается всеми членами ПМПк, причём каждый специалист готовит своё представление на учащегося. Так, педагогом готовится педагогическое представление, психологом — психологическое, логопедом — логопедическое, социальным педагогом — социально-педагогическое, фельдшером — медицинское. Учитель физкультуры также готовит представление о физическом развитии ученика.

Педагогическая характеристика школьника, предоставляемая на кон­силиум, складывается из следующих показателей:

Качественные характеристики учебной деятельности:

— трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;

— трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;

— трудности, возникающие при выполнении творческих заданий и ру­тинной трудоёмкой работы;

— трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;

— виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;

— предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.

Количественные показатели учебной деятельности:

— успеваемость по основным предметам;

— предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;

— описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепри­нятых правил;

— индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;

описание ситуаций, вызывающих у школьника различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).

Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководи­тель должен останавливаться только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Психолог представляет на консилиуме результаты своей диагностиче­ской деятельности - наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определённые аналитические обобщённые материалы. В этих материалах информация о ребёнке или его семье, во-первых, представлена в форме, не нарушающей их права на конфиденциальность, и, во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком.

Если на консилиуме решаются вопросы, связанные с обучением учени­ка начальных классов, то обязательно в нём принимает участие логопед как специалист по речевому развитию ребенка.

Социальный педагог является главным посредником между ребёнком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами. При подготовке к заседанию консилиума он также изучает психолого-медико-педагогические особенности личности трудных детей и подростков, их социальную микросреду Условия жизни. В процессе индиви­дуального обследования проблемного ребенка социальный педагог получает информацию о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, учителями и готовит своё представление.

Медицинский работник школы должен предоставить информацию о состоянии здоровья ребёнка и факторах риска нарушения развития.

Физическое состояние ребёнка на момент проведения консилиума:

— соответствие физического развития возрастным нормам;

— состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

— переносимость физических нагрузок (на основании данных преподавателя физкультуры);

— характеристика заболеваемости за последний год.

Факторы риска нарушения развития:

— наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребёнка;

— факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

Учитель физкультуры предоставляет информацию об ученике, содержащую анализ актуального уровня его физического развития, способность выдерживать физические нагрузки предусмотренные программой, соответствие возрастным нормативам, описание силы, выносливости и моторной ловкости ребёнка.

Каждый участник консилиума готовится к нему самостоятельно. Классный руководитель собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения. Психолог обрабатывает данные психологической диагностики, готовит представление по отдельному ученику и информацию по классу в целом. Медицинский работник просматривает медицинские карты, при необходимости обращается за дополнительной информацией к родителям или отправляет запрос в поликлинику. Социальный педагог посещает семью ученика, собирает информацию о ближайшем микросоциальном окружении ребёнка. Председатель консилиума — завуч также собирает информацию об ученике и разрабатывает схему проведения консилиума.

Проходят заседания консилиума в определённый фиксированный день. Председатель устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения. Плановые заседания проводятся один раз в месяц по пятницам. По ходу работы ПМПк заполняется заключение, причем документация консилиума ведётся секретарём.

Классическое заседание консилиума проходит в два этапа.

1. Обмен информацией между участниками, в ходе которого заполняется первая графа заключения консилиума, касающаяся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

2. Разработка стратегии сопровождения ученика. Прежде всего участники оговаривают содержание сопровождающей работы. Следующий шаг — обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов извне. В соответствии с этим каждый присутствующий определяет форму своего участия, а также оговаривают, в какой форме и с кем он будет взаимодействовать. В итоге работы ПМПк все специалисты заполняют заключение по психолого-педагогическому со­провождению школьника.

Но иногда специалисты ПМПк школы не находят оптимальных способов разрешения проблемы ребёнка и оказания ему адекватной помощи в образовательном учреждении. В этом случае ребенок направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию города (ПМПК). Образец направления выдаёт председатель городской ПМПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: