Принципы маркетинга обусловливают общую направленность целей предприятия в области маркетинга.
Принципы маркетинга – исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и активное воздействие на него.
Выделяют следующие основные принципы маркетинга:
– ориентация на потребителя;
– комплексность;
– гибкость и адаптивность;
– концентрация усилий;
– нацеленность на перспективу;
– сочетание адаптивности с воздействием на потребителя;
– программно-целевой подход.
Функции маркетинга – совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение эффективной деятельности предприятия.
Функции маркетинга многообразны и обусловлены необходимостью изучения рынка, формирования способов и путей товаропродвижения, осуществления рекламы, управления и контроля. Все они тесно связаны между собой. Взаимосвязь функций позволяет успешно реализовать принципы маркетинга. Важнейшие функции маркетинга можно систематизировать и объединить в четыре группы:
|
|
1.Аналитические (исследовательские) – изучение рынка, потребителей товара и товарной структуры, внутренней среды предприятия, конкурентов.
2. Производственные— организация производства и материально-технического обеспечения, разработка и внедрение трудовых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимой продукции.
3. Распределительно-сбытовые– организация системы товаропродвижения, системы формирования спроса и сбыта продукции, ее транспортировки и хранения, осуществление товарной и ценовой политики.
4. Управления и контроля– планирование оперативное и стратегическое, информационное обеспечение маркетинговой деятельности, контроль.
Аналитическая функция:
– изучение рынка;
– изучение потребителей;
– изучение фирменной структуры;
– изучение товара (товарной структуры);
– анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция:
– организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
– организация материально-технического снабжения;
– управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая функция (функция продаж):
– организация системы товародвижения;
– организация сервиса;
– организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
– проведение целенаправленной товарной политики;
– проведение целенаправленной ценовой политики.
Функция управления и контроля:
–организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
– информационное управление маркетингом;
|
|
– коммуникативная подфункция маркетинга.
Долгосрочной целью любого бизнеса является оптимизация прибыли. Поэтому маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на достижение этой цели. Маркетинговые цели могут быть долгосрочными (совпадают с общей рыночной целью фирмы) и среднесрочными или краткосрочными (приоритетными на определенном этапе развития компании).
Цели маркетинга должны быть: достижимыми, понятными, поддающимися ранжированию, согласованными с общими целями и задачами предприятия, контролируемыми, ориентированными на определенные сроки их достижения, предусматривающими средства морального и материального стимулирования их выполнения.
Методы маркетинга содержат следующие обязательные элементы современного промышленного маркетинга:
– определение потребностей клиентов;
– выбор приоритетных групп потребителей;
– проектирование товаров или пакета услуг;
– повышение рентабельности производства.
С помощью указанных методов решаются следующие задачи маркетинга:
– определение наиболее подходящего для предприятия рынка, рыночного сегмента, соответствующего его ресурсам;
– обеспечение разумного использования ресурсов предприятия для разработки, производства и продажи товаров и услуг по экономически обоснованным ценам с целью привлечения максимально возможного числа потенциальных покупателей.
Главная задача предприятия, действующего на принципах маркетинга и использующего его функции, состоит в управлении рыночным спросом и разработке комплекса мероприятий для воздействия на него.
Лекция № 2.
ТЕМА: Маркетинговое управление и управление маркетингом.
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
2.1. Маркетинг и менеджмент: соотношение понятий
2.2. Маркетинговое управление
2.3. Управление маркетингом
Краткое содержание лекционного материала