Продолжение таблицы 2. Мифология Мифология является древнейшей формой мировоззрения и жизненной ориентации человека
| | |
| Мифология
| Мифология является древнейшей формой мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы, поэтому последний вряд ли отражается в нем, как нечто особенное. Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения. О практическом руководстве первобытных верований и поведения, осуществляемом в мифах, свидетельствует и тот факт, что их самой древней формой являются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-приказания
|
| Религия
| Религиозная форма мировоззрения заключается в построении картины мира на основе веры в существование сверхъестественной силы, которой так или иначе объясняется всё происходящее в мире. Границу между нею и мифологическим сознанием определить достаточно трудно. Не случайно немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». Имея общие черты (наряду с ритуалом, миф является составной частью религиозного культа, выступая в виде культового текста), у мифологии и религии, есть и различия: 1) если миф явился на определенном этапе развития общества универсальной и единственной формой общественного сознания, то религия возникла на основе образования специализированных груш священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологи профессионально; 2) если миф регулирует отношения между индивидами в первобытной общине посредством запретов и регламентации, то религия воздействует на их духовный мир опосредованно с помощью религиозной веры, которая определяет всё человеческое мировоззрение и центрирует его; 3) если в мифологии мир един, то в религии он расщепляется, удваивается: возникает священный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъестественный; 4) если мифологический бог — это, как правило, основатель рода тотем, который не сразу становится человекоподобным), то в религии Бог антропоморфен;
|