Понятие информационной технологии

Под информационными технологиями понимаются способы обработки данных и знаний от древнейших времен до наших дней.

Основные этапы: появление речи, письменности (ок. 2350 г. до н.э.), счета (около 1350 г. до н.э.), книгопечатанье (1445 г.), почты, телеграфа (1816 г.), машины Бэббиджа(1843 г.), машинописи (1874 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), телевидения (1939 г.), компьютера (1945 г.), транзистора (1956 г.), интегральной схемы (1959 г.), компьютерных сетей (ARPAnet, 1969 г.), микропроцессора (1972 г.), персонального компьютера (1975 г.), Internet (начало 90-х годов XX века).

Информационные технологии, развиваемые в настоящее время называют новыми информационными технологиями или ИКТ.

Все технологии опираются на фундаментальные и прикладные науки. ИТ имеют свои фундаментальные разделы: архитектура ЭВМ, операционные системы, программирование, теория баз данных, компьютерные коммуникации и т.д.

Информационные технологии – технологии для обработки информации с помощью средств сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные и коммуникационные технологии – совокупность методов, устройств и производственных процессов используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Новые информационные технологии обучения – технологии обучения направленные на широкое применение компьютеров и сетевых средств в образовании: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации.

Средством НИТ является ПК, с соответствующим техническим и программным обеспечением.

Средства ИКТ в системе образования:

Аппаратные средства:

ü Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

ü Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

ü Проектор – радикально повышает:

– уровень наглядности в работе учителя,

– дает возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

ü Телекоммуникационный блок (для сельских школ – спутниковая связь) – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами.

ü Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода.

ü Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

ü Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

ü Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

ü Внутриклассная и внутришкольная сети – позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

ü Аудио-видео средства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Программные средства:

ü Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) – дают возможность работы со всеми видами информации.

ü Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений.

ü Виртуальные конструкторы – позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

ü Тренажеры – позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.

ü Тестовые среды – позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания, которые полностью или частично оценивается компьютером.

ü Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов. В наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

ü Информационные системы управления – обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Вопрос 2. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

Содержание:

Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным обеспечением.

Цели:

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств ИКТ:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

ü повышение эффективности и качества процесса обучения;

ü повышение активности познавательной деятельности;

ü углубление межпредметных связей;

ü увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

ü развитие различных видов мышления;

ü развитие коммуникативных способностей;

ü формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

ü эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

ü формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

ü развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

ü формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.

Направления:

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование.

1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

2. Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3. Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.

4. Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

5. Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

6. Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).

7. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.

9. Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: