Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно-правового регулирования.
В структуру этого механизма входят следующие элементы: нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах и других нормативных актах; акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами; акты применения норм административного права; административно-правовые отношения.
Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.
Источниками административного права являются те акты органов государственной исполнительной власти, которые содержат в себе административно-правовые нормы.
Эти нормы содержатся в законах, указах Президента, Постановлениях Правительства, приказах федеральных органов управления. Главным источником административного права является Конституция РФ.
|
|
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Административно-правовая норма – это норма права, регулирующая отношения в сфере государственного и общественного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимается ее внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей (элементов нормы). Принято считать, что административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза, как часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации нормы, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые, в свою очередь, порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусмотренные гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающие административно-правовые отношения.
Диспозиция –правило поведения, предписываемое нормой.
Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
|
|
Существует четыре формы реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм.
Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.
Использование, как форма реализации административно-правовых норм, состоит в добровольном целенаправленном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т. е. разрешении на основе административно-правовых норм конкретных управленческих дел и вопросов.
Основными требованиями реализации административно-правовых норм в форме их применения являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.
Административно-правовые отношения –это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.
Административно-правовые отношения, как и все другие, имеют структуру, а именно, системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (стороны, участники) правоотношения; их субъективные права и обязанности; объект (и, зачастую, предмет) правоотношения; поощрения и ответственность субъектов; юридические факты.
Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.
Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.
Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом – поведение субъектов.
Таким образом, объект – это то, по поводу чего возникает правоотношение.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т. е. такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение.
Юридические события – это не волевые юридические факты, влекущие правовые последствия (например, в связи с достижением гражданином 14-летнего возраста у него возникает обязанность обратиться в орган внутренних дел за получением паспорта, а у этого органа – право и обязанность выдать гражданину паспорт).
По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материально-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.
Административно-процессуальные правоотношения – это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, и которые регулируются административно-процессуальными нормами.
|
|
По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношений можно разделить на две группы:
1. Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения).
2. Отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).
Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Горизонтальные возникают между субъектами, которые не связаны подчиненностью.
Управленческие отношения по их субъектам можно разделить на отношения между:
· вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти,
· равнозначными, не подчиненными друг другу органами исполнительной власти,
· органами исполнительной власти и негосударственными организациями,
· органами исполнительной власти и гражданами,
· органами исполнительной власти и другими органами государства,
· органами исполнительной власти и исполнительными органами
· местного самоуправления.
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными фактами, и отношения, порожденные неправомерными фактами. Последние именуются деликтными.
Органы внутренних дел в процессе осуществления возложенных на них функций используют механизм административно-правового регулирования и его средства. Они издают акты применения норм административного права, осуществляют правоприменительную административную деятельность, вступают в административно-правовые отношения с различными субъектами административного права.
Административно-правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и гражданами, а также другими субъектами административного права, предполагают наличие прав и обязанностей у участников этих отношений.
В зависимости от характера прав и обязанностей участников правоотношений, последние могут быть отношениями власти-подчинения или отношениями, характеризующимися равенством сторон.
|
|