КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛИДЕР?
Ø уметь управлять собой;
Ø осознавать цель своей деятельности;
Ø уметь решать возникшие проблемы;
Ø творческим подходом;
Ø уметь влиять на окружающих;
Ø знать правила организаторской работы;
Ø обладать организаторскими способностями;
Ø уметь работать с группой людей.
СОВЕТЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ САМИМ СФОРМИРОВАТЬ У СЕБЯ
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
Предположим, ты еще недостаточно умеешь управлять собой, тогда прими на вооружение несколько советов:
Ø Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?
Ø Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать своя чувства.
Ø Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.
|
|
Ø Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.
Ø Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.
Чтобы научиться осознавать цели своей деятельности, постарайся ответить на вопросы:
Ø Действительно ли твои цели важны для тебя?
Ø Реальны ли твои цели?
Ø Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?
Ø Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?
Ø Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?
Чтобы развить умение быстро и эффективно решать возникающие проблемы, постарайся найти ответы на следующие вопросы:
Ø Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
Ø Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
Ø Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
Ø Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
Ø Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Чтобы развить способность творчески подходить к решению проблем, ответь на следующие вопросы:
Ø Ценю ли я творческий подход в других людях?
Ø Готов ли я к неопределенности?
Ø Верю ли я в свои творческие способности?
Ø Могу ли я порвать с традициями?
Ø Испытываю ли я потребность в переменах?
Если затруднено влияние на окружающих, то используй следующие ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:
|
|
Ø Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
Ø Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
Ø «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
Ø Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
Ø Раскрой свои мысли и чувства.
Ø Будь готов подбодрить другого человека.
Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности, то обратись к правилам организаторской работы:
Ø Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
- выдели в задаче главное и второстепенное;
- выясни время выполнения задачи;
- уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
- определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;
- повтори задание.
Ø Подготовься к выполнению задания:
- изучи опыт других, посоветуйся;
- сделай предварительную расстановку людей;
- исходя из реальных возможностей, составь план.
Ø Подготовь к выполнению задания своих товарищей:
- обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;
- учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.
Ø Расставь людей, учитывая их возможности:
- распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;
-за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;
- каждый должен знать свои права и обязанности.
Ø Согласовывай свои действия:
- постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников - младших организаторов;
- поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию о всех изменениях в задании;
- интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
Ø Обучай и инструктируй своих помощников:
- подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;
- указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай - помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;
- подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.
Ø Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
- привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
- осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
- давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;
- старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.
Ø Будь внимателен в период завершения работы:
- требуй отчета о работе от своих помощников;
- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;
- организуй сдачу неиспользованных материальных средств.
Ø Экономно расходуй свое время и силы:
- осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;
- решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;
- оказывай помощь в работе на самом трудном участке.
Ø Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем:
- анализируй работу со своими помощниками и со всеми ee участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
- давай оценку работы на основе конкретных результатов;
- старайся поощрить, отметить работу своих помощников.
Если недостаточно развиты организаторские способности, то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:
Ø Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
|
|
Ø Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?
Ø Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
Ø Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?
Ø Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
Ø Плох тот лидер, который все делает или пытается сделать своими собственными руками. Величайшее искусство лидера состоит в том, чтобы окружающие, выполняя его задания, делали это как бы по своей инициативе, и, может быть, даже в убеждении, что они сами, а не лидер, нашли выход из положения.
Ø При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;
Ø Всякая, даже элементарно краткая инструкция лидера должна содержать три основных момента: 1) Что именно должно быть выполнено; 2) В какой срок; 3) На ком лежит ответственность за выполнение задания. Время неиспользованное – время, погибшее безвозвратно.
Ø Чаще обращайся за помощью и с просьбами к знатокам, в организации различных дел: от этого и делу польза и ребятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом;
Ø Имей в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.
Если вы обнаружили, что у вас недостаточно хорошо налажена работа с группой, то прислушайтесь к следующим советам:
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы. Выделяют такие стили:
I. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жестоко требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.
II. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
|
|
III. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
IV. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.
Возможно вы найдете полезными для себя советы по этому поводу английских ученых М.Вудсона и Д.Френсиса:
Ø Установите ясные цели. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.
Ø Начинайте с малого. «Большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
Ø Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
Ø Составьте реальный график. «Москва не сразу строилась». Научиться - означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
Ø Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться - это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив.
Ø Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объема дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
Ø Смело встречайте «политические» проблемы. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
Ø Поощряйте открытость и искренность. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
Ø Не вызывайте ложных надежд. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют Вас.
Ø Если нужно, перестройте свою работу. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объем работы.
Ø Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Помните, что развитие в основном саморегулируется. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие.
Ø Помните, что «вы можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
Ø Помните о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.
Ø Помните, что создание коллектива может вызвать другие проблемы. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
Ø При создании коллектива используйте и возможности. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.
Ø Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
Ø Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь - это самое ценное, что вам могут дать товарищи.
Ø Д елайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя.