(1770—1831)
— немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте, в семье высокого чиновника государственной службы. В 1793 г. окончил протестантское теологическое училище в Тюбингене. Великую французскую революцию отметил посадкой дерева свободы. В 1801—1806 гг. работал в Йене, затем директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г.— профессор философии в университете Гейдельберга, а с 1818 г.— Берлина. Философия Г. Гегеля была властвующей интеллектуальной силой тогдашней Германии. Сложилась многочисленная группа последователей Г. Гегеля, которая вплоть до 40-х годов определяла развитие немецкой философии.
Г. Гегель — автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. Уже в труде «Феноменология духа» (1807) духовная культура предстает как закономерное выявление идеальной творческой мощи сущего.
Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом воспроизводит ту же схему.
|
|
Логическая основа концепции Г. Гегеля развернута в «Науке логики» (1812). Здесь «дух» в виде абсолютной идеи раскрывает свое содержание в системе категорий, начиная от самых общих и наименее содержательных («бытие», «небытие», «качество», «количество», «мера»), постепенно переходя ко все более конкретным. Во второй части «Энциклопедии философских наук» «дух» оказывается в плену у природы и осуществляет свою закономерность через механические, химические и биологические взаимодействия. Наконец, на третьем этапе «дух» проявляется в человеке и через человека сначала в виде слова и речи, затем в форме орудий труда и продуктов цивилизации {семья, государство, право). Своего полного развития и завершения он достигает в облике Абсолюта (искусство, религия, философия).
Центральное место в философии Г. Гегеля занимает категория противоречия — единства взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих противоположностей. Их «борьба» и «единство» — основная движущая сила всякого развития. Логика такого «внутренне парадоксального» развития и составляет суть его диалектики.
История есть «развитие духа во времени», «процесс духа в сознании свободы», а цель истории — «свобода гражданина в гражданском обществе». «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». История проходит три этапа: древние восточные народы полагали, что свободен один-единственный человек,, греки и римляне объявили свободной «определенную» группу людей, и лишь германские народы осознали, что свободны все. История имеет свою логику, суть которой составляет «воля мирового духа». Особую роль в осуществлении «воли мирового духа» играют исторические деятели и герои, страсти и деяния которых ведут к свершениям эпохального значения.
|
|
Важное место в философской системе Г. Гегеля занимает философия права, в которой он выясняет «сверхличные» закономерности, надстраивающиеся над отдельными людьми и определяющие их волю и поступки.
ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715—1771)
—французский философ. Родился в семье придворного врача. Отец готовил сына к финансовой деятельности, приобретя для него по протекции королевы, своей пациентки, должность генерального откупщика. Какое-то время К. Гельвеций тщетно пытался привнести в налоговую деятельность справедливое содержание, но очень скоро отказался от этой должности и полностью ушел в философию. Его первая книга «Об уме» не только вызвала всеобщий интерес, но и принесла серьезные неприятности автору: парижский парламент приговорил книгу к сожжению, папа Климент XIV осудил ее в специальном послании. И только связи отца при дворе и публичное отречение К. Гельвеция от своего произведения спасли его от ареста и суда. Вторую работу «О человеке» он так и не опубликовал, опасаясь преследований.
Как и другие французские материалисты, К. Гельвеций полностью поддерживал материалистическую концепцию природы. Однако его главный интерес связан с исследованием этических и социальных проблем, с попыткой «объяснить все возможные явления нравственности» и «вычислить» вероятность счастья людей.
По природе человек есть доброе общественное существо, которому ради собственного блага полезно быть таковым всегда. Это естественная норма природы, отход от которой делает каждого человека и общество в целом несчастными. В интеллектуальном отношении между людьми при рождении нет никаких различии, они все равны. Расхождение в уровне умственного равития является результатом неизбежного различия в воспитании. Влияние природной и особенно общественной, политической среды всемогуще. От ее воздействия зависит, какие именно и как разовьются людские страсти и интересы. Поэтому, считал К. Гельвеций, единственным способом создания совершенного общества и воспитания нравственного гражданина является изменение существующих законов и форм государственного управления в соответствии с требованиями разума.
ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА
(ок. 544—ок. 483 гг. до н. э.)
— древнегреческий философ. Принадлежал к аристократическому роду, был басилевсом, но отошел от политической жизни. Выступал как критик и оратор. Зная предшествующую философию, подчеркивал, что не был ничьим слушателем и что «сам себя исследовал и сам от себя научился». От главного сочинения Гераклита (которое впоследствии назвали «О природе» или «Музы») сохранилось около 150 разрозненных фрагментов, что крайне затрудняет реконструкцию его учения.
Сочинение Гераклита — руководство к мудрости, которая заключается не в том, чтобы много знать, ибо «многознание уму не научает», а в том, чтобы владеть «знанием единого». Мудрость передается через закон всеобщего — логос. Логос вечен и отражает истинное положение вещей, но (хотя он причастен всему) смертные его не воспринимают, предпочитая «многоученость». Понимание всеобщего означает также понимание его внутренней диалектической противоречивости.
Окружающее постигает душа, и, чтобы правильно это делать, она должна быть сухой, влажность душе вредна. Воспаряя над землею, душа вступает в связь с единым и становится бесконечной. «Пределов души ты не отыщешь, хотя бы ты весь путь прошел — столь обширен ее логос».
|
|
Мир не создан ни богами, ни людьми, «он есть вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий». Все управляется судьбой, или необходимостью (Нике). С некоторой долей достоверности Гераклиту приписывают известный афоризм «все течет, все изменяется» (вследствие чего, например, «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут»).
ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД (1744—1803)
—немецкий философ-просветитель. С начала 70-х годов XVIII в. один из наиболее влиятельных мыслителей Германии. Четко и ясно сформулировал идею органического развития мира: от неживой природы—к живой, а от нее — к обществу в его истории. Знаменит преимущественно своим фундаментальным трудом «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791), в котором философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, призванной ответить на вопрос: «Существуют ли неизменные законы развития человеческого общества, и если да, то каковы они?» И. Гердер высказал предположение о самозарождении жизни и эволюции живых существ. Однако человек, считал философ, сотворен Богом.
И. Гердер рассматривал также законы общественного развития, которые он считал естественными (подобными законам природы). Он отстаивал истинность следующих тезисов: 1) высшая цель общественного развития—«гуманность», к которой человечество поступательно движется от менее совершенных состояний общественной жизни;
2) общество—органическая система индивидов, вне которой человек ничего собой не представляет; 3) связь, соединяющая людей в органическое единство общественной жизни,— это культура, важнейшие элементы которой составляют язык, наука, ремесло, искусство, семья, религия, государство. Затем, применяя сформулированные им законы общественного развития, И. Гердер рассматривал историю человечества (до XIV в.). Он высказывал симпатию к славянству, за что заслужил благодарность идеологов славянского возрождения XIX в.
|
|