Музыкальный слух

Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. Музыкальный слух - основа музыкального мышления и музыкальной оценочной деятельности.

Типология музыкального слуха полностью ещё не сложилась. Можно выделить несколько различных уровней проявления музыкального слуха. С музыкально-физиологической стороны музыкальный слух - это аппарат восприятия музыкальных звуков; он обусловлен природными данными - особенностями строения и функционирования органа слуха человека как внешнего анализатора музыкальных звуков. Музыкальный слух характеризуется широким диапазоном, высокой чувствительностью восприятия отдельных качеств музыкальных звуков - высоты, громкости, тембра и длительности (восприятие длительности не является специфической музыкальной способностью).

Самые низкие звуки, воспринимаемые слухом, имеют частоту ок. 16 герц (с субконтроктавы), самые высокие - ок. 20 000 герц (приблизительно es 7-й октавы); колебательные движения вне этого диапазона (инфразвуки и ультразвуки) вообще не воспринимаются как звуки.

К изменениям высоты, громкости и тембра музыкальный слух наиболее чувствителен в среднем регистре - примерно от 500 до 3000-4000 герц, здесь музыканты различают изменения высоты в 5-6 центов (ок. 1/40 целого тона), изменения громкости в 1 децибел (децибел - принятая в музыкальной акустике логарифмич. единица для измерения уровня громкости звука; выражает отношение силы двух звуков).

В норме такого рода природными данными обладает каждый человек. В то же время различия между широтой воспринимаемого диапазона и степенью чувствительности музыкального слуха на этом уровне у музыкантов и немузыкантов могут быть весьма большими, так же как и индивидуальные различия у музыкантов. Эти качества, однако, не определяют степени музыкальности.

Высокая чувствительность восприятия - это природные данные, которые необходимы для музыкальной деятельности, но не гарантируют её успешности. Специфическими проявлениями музыкального слуха на этом уровне являются, с одной стороны, т. н. абсолютный слух, с другой - слух настройщика (термин Б. М. Теплова).

Абсолютный слух - это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот (с, d, e и т. д.), высоту отд. звуков мелодии, аккорда, даже немузыкальных звуков, воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной высотой звуков (скрипка и др.) звуки заданной высоты, не сравнивая их с другими, высота которых известна. Абсолютный слух порой рассматривают как предпосылку успешной деятельности в области музыки, однако, согласно имеющимся данным, некоторые великие композиторы (Р. Вагнер, А.Н. Скрябин и др.) им не обладали. Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

Слух настройщика - вырабатывающаяся в специфической деятельности способность различать минимальные (до 2 центов) изменения высоты отдельных звуков или интервалов.

С музыкально-психологической стороны музыкальный слух - своеобразный механизм первичной переработки музыкальной информации и выражения отношения к ней - анализа и синтеза её внешних акустических проявлений, её эмоциональной оценки. Умение воспринимать, определять, понимать, представлять различные отношения, функциональные связи между звуками, основывающееся на уже упомянутых природных данных – более высокая ступень организации музыкального слуха. В этой связи говорят о чувстве ритма, ладовом чувстве, мелодическом, гармоническом и других видах слуха.

При восприятии музыкант интуитивно или сознательно учитывает самые различные отношения между звуками. Так, ладовое чувство, с одной стороны, основывается на способности слуха к различению высоты, громкости, длительности звуков, с другой - суть его состоит в осмыслении, понимании и эмоциональном переживании функциональных связей между звуками, составляющими музыкальное целое (устойчивости, неустойчивости, тяготения, степеней напряжённости звуков в мотиве, фразе, интонационной определённости, образно-эмоциональной характерности этих мотивов и фраз и т. д.). Подобным же образом звуковысотный слух основывается, с одной стороны, на чувствительности к минимальным изменениям высоты звуков, с другой - на восприятии ладовых, метроритмических, гармонических и иных связей, а также их оценке в музыкально.-технологическом и эмоциональном планах (интонация - чистая, фальшивая или выразительная, спокойная, напряжённая и т. п.).

Специфическими проявлениями музыкального слуха являются такие виды слуха, которые основаны на восприятии связей между музыкальными звуками: относительный слух, внутренний слух, чувство музыкальной формы или архитектонический слух и др. Относительный, или интервальный, слух - способность узнавать, определять звуковысотные интервальные отношения между звуками, ступенями звукоряда, которая проявляется также в умении воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной высотой звуков интервалы (секунды, терции, кварты и т. д.) как в мелодии, так и в гармонии. Внутренний слух - способность мысленно представлять (вспоминать) как отдельные качества музыкальных звуков (высоту, тембр и др.), так и мелодические, гармонические последовательности, целые музыкальные пьесы в единстве их компонентов. Чувство музыкальной формы - способность осознавать, понимать и оценивать соразмерность временных отношений между различными компонентами музыкального произведения, их функциональные значения в целом (квадратность, неквадратность, трёхчастность, экспозиция, развитие, завершение развития и др.). Это одна из наиболее сложных форм музыкального слуха; она граничит уже с творческим музыкальным мышлением.

Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на музыкальные явления, в яркости и силе специфических музыкальных переживаний. Как показывает практика, без такой эмоциональной предрасположенности человек оказывается непригодным к композиторской и исполнительской деятельности, а также к полноценному восприятию музыки.

В 30-50-х гг. ХХ века советский ученый Н. А. Гарбузов разработал концепцию зонной природы музыкального слуха, в соответствии с которой качественная определённость ступеней звукоряда, интервалов, отдельных динамических оттенков, ритмических и темповых единиц, типичных проявлений тембра как элементов музыкальной системы раскрывается в процессе восприятия как множество различных количественных значений. В конце. 1940-х гг. появился важный обобщающий труд Б. М. Теплова "Психология музыкальных способностей", где впервые было дано целостное представление о музыкальном слухе с позиций психологии.

Музыкальный слух в своих различных проявлениях развивается в процессе музыкальной деятельности - повышается чувствительность к различению небольших изменений высоты, громкости, тембра и других свойств звука, вырабатываются условные рефлексы на отношения между звуками (напр., совершенствуется относительный слух, развиваются мелодический, гармонический слух, чувство лада), усиливается эмоциональная отзывчивость на музыкальные явления. Исключение составляет абсолютный слух, который, по-видимому, не может быть приобретён специальными. упражнениями; развить можно только т. н. ложный абсолютный слух (термин Б. М. Теплова), помогающий определять высоту звука косвенным путём, например по тембровой составляющей звука.

Существуют разные способы развития музыкального слуха, в том числе такие, как сольфеджирование – пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий, направленное на закрепление связи между слухом и написанной нотой; написание музыкального диктанта (который способствует также развитию музыкальной памяти); подбор по слуху или на инструменте какой-либо мелодии или аккомпанемента; слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: