Текст 1. Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я родился и вырос на другом берегу Балтики

Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я родился и вырос на другом берегу Балтики, практически на ее противоположной серой шелестящей странице. Иногда в ясные дни, особенно осенью, стоя на пляже где-нибудь в Келломяки и вытянув палец на северо-запад над листом воды, мой приятель говорил: «Видишь голубую полоску земли? Это Швеция».

Конечно, он шутил: поскольку угол был не тот, поскольку по законам оптики человеческий глаз может охватить в открытом пространстве только двадцать миль. Пространство, однако, открытым не было.

Текст 2

Поэтому, выражая вам благодарность за решение присудить мне Нобелевскую премию по литературе, я, в сущности, благодарю вас за признание в моей работе черт неизменности, подобных ледниковым обломкам, скажем, в обширном пейзаже литературы.

Я полностью сознаю, что это сравнение может показаться рискованным из-за таящихся в нем холодности, бесполезности, длительной или быстрой эрозии. Но если эти обломки содержат хоть одну жилу одушевленной руды — на что я нескромно надеюсь, — то, возможно, сравнение это достаточно осторожное.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем заключается отличие между тропами и фигурами?

2. Дайте характеристику сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, эпитета. В чем их отличия друг от друга? Приведите примеры.

3. В чем отличие общеязыковых тропов от индивидуально-авторских?

4. Чем вызваны ошибки в использовании тропов в речи?

5. В чем особенности функционирования экспрессивной лексики в современных публицистических выступлениях?

6. Каков механизм образования антитезы?

7. В чем заключается риторический потенциал градации?

8. Каковы функции риторического повтора?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: