Основные проблемы политического развития региона. Государственное устройство

К началу XX в. все государства Юго-Восточной Азии за исключением Таиланда (Сиама) имели статус колонии. Индонезия являлась владением - Голландии с конца XVII в., Филиппины — после испано-американской войны 1898 г. и подавления сопротивления местного населения, провозгласив­шего республику, попали под контроль США, Бирма — английская колония с конца XIX в., территория нынешней Малайзии с 1824 г. находилась под протекторатом Великобритании, равно как Бруней и Сингапур. Вьетнам, Лаос и Камбоджа на протяжении второй по­ловины XIX в. стали протекторатом Франции (Южный Вьетнам и часть лаосских земель стали полными колониями этой страны).

Формы колониального правления складывались в Юго-Восточ­ной Азии в соответствии с конкретными условиями и целями по от­ношению к ним европейцев.

В Индокитайский союз с 1887 г. входил Вьетнам и Камбоджа, а с 1900 г. — Лаос и китайская территория Гуанчжоувань. Верховная власть находилась в руках генерал-губернатора, при котором име­лись совещательные органы с представительством местной элиты. В Центральном и Северном Вьетнаме сохранялась императорская власть и местная администрация, но все их действия контролирова­лись специально назначенными из Парижа резидентами, имевшими широкие полномочия.

В Лаосе процесс реорганизации власти начался в конце XIX в. До этого момента государства Лаос как отдельного образования не существовало. Земли, на которых проживали лао, частично зависе­ли от Сиама и Вьетнама. Более-менее самостоятельным являлось княжество Луангпрабанг. Теперь французы взяли под контроль все эти территории, образовали Южный и Северный Лаос под своим непосредственным управлением, а Луангпрабанг стал протектора­том. В 1900 г. при включении в Индокитайский союз лаосские земли получили статус «автономного протектората». Проведенная фран­цузами в 1923 г. административная реформа разделила Лаос на про­винции и военную территорию Луангпрабанг. В каждой провинции создавались консультативные советы с совещательными функциями. На низовом уровне сохранялось местное самоуправление в том виде, каким оно было до установления французского протектората. В Луанг-прабанге управление осуществлялось непосредственно через короля. С1904 по 1959 гг. на троне находился Сисаванг Вонг, с именем которо­го связана значительная часть истории Лаоса в XX столетии.

В Камбодже также сохранялся институт монархии. Колониаль­ная администрация возглавлялась верховным резидентом, кото­рому подчинялись резиденты, контролировавшие деятельность местных провинций. В руках колониальных чиновников сосредо­точивалось также правление финансами, таможней, общественны­ми работами. В результате судебно-правовой реформы 20-х гг. произошло разделение исполнительной и судебной ветвей власти, была упрощена административная структура Камбоджи. Именно тогда были заложены основы современного административного де­ления страны.

С начала 30-х гг. французские колониальные власти все шире привлекали к государственной службе на низовом уровне кхмер­ское население, повысили статус короля. В1941 г. на престол вступил 19-летний Н.Сианук.

Режим, установленный в начале XX в. США на Филиппинах, был гораздо либеральнее, чем при испанцах. Правящие круги США счи­тали, что в конце XIX в. в стране царила «политическая анархия», а Филиппинская республика являлась не более чем «фикцией». Из этого делался вывод, что главной задачей американцев являлась под­готовка на островах условий для создания подлинного независимо­го государства в несколько этапов.

В 1902 г. США разработали Закон о правлении Филиппинами и Закон о гражданских правах. Страна была разделена на 34 провинции, начали создаваться политические партии. В 1907 г. были проведены выборы в парламент, который состоял из двух палат: нижней — Ассам­блеи, в которой были представлены все провинции, и верхней — Фи­липпинской комиссии, где ведущую роль играли представители США. Работа нижней палаты строилась по образцу конгресса США. Ее деятельность контролировалась генерал-губернатором и Филип­пинской комиссией. Кроме того, любой закон, принятый этой пала­той, мог быть отменен конгрессом США.

В 1916 г. после принятия Закона Джонса права филиппинцев на управление страной расширялись. Впервые вносилось положение о возможности после появления в стране «устойчивого правитель­ства», получения Филиппинами независимости. Политико-админи­стративное управление по этому закону еще больше приближалось к американскому образцу. Филиппинская комиссия и Ассамблея были заменены двухпалатным Законодательным собранием (Легис­латурой). При генерал-губернаторе формировался кабинет мини­стров, состоявший в абсолютном большинстве из филиппинцев. Он имел право вето на любое решение Легислатуры.

В начале 30-х гг. американский конгресс сделал следующий шаг по пути модернизации системы управления на Филиппинах, при­няв в 1932 г. закон, по которому по истечении 10-летнего «переход­ного периода». Филиппинам предполагалось предоставить независимость. На это время США оставляли за собой военные базы, а их капиталовложениям гарантировалась неприкосновенность. Од­нако закон в первоначальном варианте не был принят. Лишь в 1934 г. после внесения поправок Легислатура проголосовала за его приня­тие. Он получил название Закон Тайдингса—Макдаффи. Режим, ус­тановленный на Филиппинах после этого, просуществовал до 1941 г. и вошел в историю как «период автономии».

В мае 1935 г. согласно принятой конституции по американскому образцу (просуществовавшей вплоть до 1973 г.) были проведены пре­зидентские выборы. Однако США сохранили свои позиции, контро­лируя деятельность правительства через верховного комиссара (эта должность вводилась вместо поста генерал-губернатора).

Бирма вплоть до середины 30-х гг. являлась отдельной провин­цией Британской Индии, управляемой вначале вице-губернатором, а затем губернатором. В Бирме после прихода англичан также на­чался процесс перестройки административной системы. Верхняя и Нижняя Бирма попали под прямое колониальное управление, а гор­ные районы сохранили в неприкосновенности власть местных пра­вителей.

В 1935 г. Англия предприняла попытку реорганизации системы колониального правления Бирмой. С 1937 г. страна выходила из состава Британской Индии и получала статус отдельной колонии, в которой предусматривались представительные и исполнительные органы из представителей местного населения, но при контроле ан­глийского генерал-губернатора.

В ряде горных районов, в шанских княжествах и ряде других мест англичане еще с конца XIX в. сохраняли власть князей и вождей племен. Эти территории в административном отношении не счита­лись британскими.

По Закону 1935 г. районы проживания национальных меньшинств (примерно половина территории Бирмы) оставались под контролем английского губернатора. Такая политика позволяла англичанам бо­лее гибко реагировать на внутриполитическую ситуацию, в которой одной из важнейших проблем был национальный вопрос.

Основы колониального режима в Британской Малайе были за­ложены в конце XIX в. и оставались почти неизменными вплоть до японского вторжения. При этом англичане опирались на поддержку султанов малайских княжеств, разделенных в административном отношении на округа во главе с английскими чиновниками. Округа, в свою очередь, делились на волости во главе с малайскими чинов­никами, которым были переданы все религиозные дела.

В целях эффективного контроля над Малайей в 1896 г. была созда­на федерация четырех княжеств — Перек, Селангор, Паханг и Негри-Сембилан. Ее административный аппарат подчинялся английскому генеральному резиденту, местопребыванием которого стал г. Куала-Лумпур. В начале XX в. по договору с Таиландом Великобритания присоединила, к себе еще четыре султаната Северной Малайи, находившихся до этого под сиамским контролем. Эти султанаты не были включены в федерацию и имели отличную от нее систему управления. В частности, местная элита здесь обладала большими правами.

Кроме того, существовала Стрейтс Сетлментс (колония короны), куда входили Сингапур, Малакка и еще три владения. Все это вмес­те и носило название Британская Малайя.

Сингапур, входивший в Стрейтс Сетлментс с 1917 г., стал отдельной колонией, подчинявшейся непосредственно правительству Англии. Во главе Сингапура находился губернатор, при котором образовывались Исполнительный и Законодательный Советы, имевшие совещатель­ные функции. Состояли они в основном из чиновников колониальной администрации. Социальной опорой англичан стала верхушка комп­радорской буржуазии китайского происхождения.

В 1888 г. британское правительство установило протекторат над Северным Калимантаном, который был оформлен в виде соглаше­ния между Англией и правителями трех его частей — Сабаха, Сара-вака и Брунея.

По этому соглашению Бруней, сохраняя формально возможность самостоятельно решать внутриполитические вопросы, в области внешней политики полностью зависел от Англии. Кроме того, под­тверждалось сохранение значительных привилегий за британски­ми подданными, включая право экстерриториальности.

Окончательное превращение Северного Калимантана в англий­скую колонию с собственной системой управления произошло к на­чалу Первой мировой войны.

В Индонезии к началу XX в. Голландия установила режим коло­ниального правления, просуществовавший без особых изменений вплоть до начала Второй мировой войны. Он характеризовался же­сткой централизацией с разделением территории архипелага на от­дельные провинции. Во главе находился голландский генерал-губернатор с широкими полномочиями, при котором дей­ствовал на совещательной основе так называемый «Совет Индии» и правительство колонии, состоявшее из глав департаментов по основным видам деятельности (военное, внутренних дел, финансов, просвещения, путей сообщения и др.). На некоторых островах, наи­более крупных и значимых, управляли чиновники метрополий, ко­торым помогали представители местной элиты. Отдельные территории имели формальный статус «автономных государств», но также полностью находились под контролем Голландии.

Со временем были предприняты шаги по ослаблению колони­ального режима и предоставлению местному населению прав на самоуправление. Так, администрациям провинций, на которые была разделена страна, предоставлялось право создавать совеща­тельные советы из числа европейцев и некоторых представителей местной элиты. Индонезийцам был предоставлен более широкий доступ к занятию низовых должностей в колониальном админист­ративном аппарате.

После окончания Первой мировой войны колониальные власти образовали так называемый Народный Совет, половина состава ко­торого избиралась выборщиками из числа представителей местных совещательных органов, другая назначалась правительством. Оп­позиция использовала этот орган как трибуну критики колониаль­ных властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: