В начале XX в. Афганистан оставался слаборазвитой изолированной от внешнего мира страной с почти поголовно неграмотным населением, около одной трети которого составляли кочевники и полукочевники. Власть эмира не была ограничена какими-либо законодательствами.
Субсидии английского правительства и поступления, связанные с внешней торговлей, в которой первое место занимала британская Индия, составляли большую часть денежных доходов афганской казны. Насильственная изоляция от других стран и тяжкий груз средневековья препятствовали хозяйственному и культурному развитию страны и приобщению ее населения к современной науке и технике. Железные дороги в Афганистане не строились, грузы перевозились главным образом на вьючных животных.
На проходящей по территории Афганистана части торгового пути между Кабулом и Пешаваром для перевозки казенных грузов, в особенности таких тяжелых, как машинное оборудование, использовались слоны. К началу Первой мировой войны у эмира было 50 слонов. Пытаясь применить автотранспорт, правительство купило первые 15 грузовых автомашин. Однако вследствие непригодности для автомобильного движения дорог использовать грузовики для дальних перевозок не удалось.
|
|
За исключением оставшихся со времен Абдурахмана кабульского военного арсенала («машин-ханэ») и нескольких других мелких казенных предприятий фабрично-заводской промышленности страны не существовало. В годы правления Хабибуллы число казенных предприятий увеличилось всего на несколько единиц, причем строительство их осуществлялось с большими трудностями.
Требованиями жизни были вызваны попытки верхушечной европеизации афганского государства. Однако они в основном не выходили за рамки внешней европеизации этикета эмирского двора. Новшества в придворном обиходе и закупки заморских новинок типа европейской одежды, авторучек, пишущих машинок, легковых автомобилей входили в быт лишь самого узкого круга приближенных Хабибуллы. Большое значение имела организация государственного гражданского учебного заведения «Хабибийя» (1903 г.) и офицерского училища, положивших начало созданию новой афганской интеллигенции. Получив элементы современного образования, эта интеллигенция сыграла немалую роль в развитии культуры и в распространении новых идей в стране. Правда, приверженцы этих идей в замкнутой и слаборазвитой стране были немногочисленны, но они оставили заметный след в ее истории. В марте 1909 г. власти бросили в тюрьму организатора и директора училища «Хабибийя» доктора Абдул Гани, участвовавшего в деятельности небольшой группы интеллигенции, выступившей за конституцию и реформы. Были репрессированы не только участники этой группы, многочисленные аресты обвиненных в реформаторском заговоре были произведены в Кабуле и в других городах.
|
|
С этими событиями связывается начало движения в пользу конституционных реформ в Афганистане. В дальнейшем это движение, известное в русской литературе под названием «младоафганское», развивалось, но круг его сторонников ограничивался в основном немногочисленными образованными людьми из афганской знати, представителями новой афганской интеллигенции, купечества. Идейным главою младоафганцев был Махмуд-бек Тарзи — известный просветитель, принадлежавший к образованной верхушке аристократии.
Младоафганцы этого круга не опирались на массы, хотя ставили целью завоевание независимости. Они ратовали за более решительную европеизацию афганского государства, надеясь на превращение его в конституционную монархию. Младоафганцы призывали к реформам, способным покончить с такими остатками средневековья, как условное землевладение, натуральные налоги, привилегии племен, внутренние таможни и т.п. Проведение «сверху» реформ, направленных на уничтожение средневековых институтов и пережитков, отвечало прежде всего интересам купечества и связанных с торговым землевладением помещиков. Объективно их интересы и выражали младоафганцы, возлагавшие свои надежды на молодого принца Ама-нуллу-хана, третьего сына эмира Хабибуллы.
Новые веяния, поддержанные младоафганцам, вызвали консолидацию консервативных кругов. Наиболее реакционные силы группировались вокруг Насруллы, брата царствовавшего эмира. Насрулла был главою имевшего огромный авторитет в стране мусульманского богословия, пользовался религиозным и политическим влиянием среди крупных землевладельцев и ханов племен. Эти социальные слои были противниками всяких новшеств и отрицательно относились даже к чисто внешней европеизации некоторых сторон дворцовой жизни. Эта группировка известна в русской литературе под названием «староафганцев». Политических партий в Афганистане не было. Староафганцы представляли собой прежде всего придворную группировку, соперничающую за влияние на эмира с младоафганцами.
Староафганцы до начала Первой мировой войны в общем склонялись к тому, чтобы примириться с английским контролем над внешней политикой Афганистана, — изоляция от внешнего мира устраивала наиболее реакционные элементы господствовавшего класса. Но и в этой среде находились недовольные все большим подчинением эмира Хабибуллы в последние годы его правления английскому влиянию. Они пытались противопоставить британскому диктату сближение с Германией и Турцией.