Карат между мировыми войнами

В середине 20-х гг. шейх Абдалла санкционировал кампанию вытеснения из страны британских поддан­ных — индийцев и без ведома британского резидента стал принимать важные самостоятельные решения по вопросам внутренней и внешней политики. В частности, старший сын шейха Хамад был специальным актом назначен наследником пре­стола. Официальный Лондон благоразумно счел за лучшее воздер­жаться от санкций против своевольного шейха. Более того, англичане приняли решение задобрить Абдаллу признанием права престоло­наследия и оказали ему некоторую военную помощь. Взамен они по­ставили условия, предусматривавшие предоставление им особых льгот, и требовали согласия на оборудование естественной взлетно-посадочной полосы для британских ВВС недалеко от столицы Ката­ра Дохи. Правящая династия, учитывая антианглийские настроения населения, без особого энтузиазма восприняла эту инициативу Лон­дона. Переговоры по данному вопросу продолжались долго и были малоэффективными. Английской стороне удалось сломить упорство Абдаллы лишь в отношении постройки аэродрома (1932).

Обстановка в регионе осложнялась в связи с разразившимся не­фтяным бумом. Все больший вес в делах Катара стали приобретать американцы в лице собственников «Стандарт Ойл оф Калифорния». Предвосхищая возможную утрату своего влияния британские влас­ти усилили давление на шейха и вынудили его принять следующее предложение: за безоговорочное выполнение договора 1916 г. Абдал-ле гарантировалась всесторонняя помощь в обеспечении порядка в стране и обороне ее внешних границ.

17 мая 1935 г. шейх Абдалла подписал концессионное соглашение на 75 лет с британской нефтяной компанией «Петролеум Девелопмент оф Катар», получившей практически неограниченные полномочия на всей территории страны. В1938 г. концессионеры начали бурение сква­жин, вскоре, правда, прерванное началом Второй мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: