Перспективы менеджмента в Российской Федерации

I. Особенности ситуации. Сегодня в Российской Федерации наблюдается значительный рост уровня самостоятельности регионов в решении вопросов регионального значения. Государство, будучи по объективным причинам неспособным эффективно решать вопросы по управлению региональной экономикой на местах, передает соответствующие полномочия в ведение субъектов Федерации.

Это естественный процесс, направленный на максимальное использование преимуществ природно-ресурсного потенциала территорий, учет их демографических, социальных, экономических и экологических особенностей. Коренные изменения в структуре производственных отношений, развитие местного самоуправления, самостоятельность предприятий поставили новые задачи и приоритеты перед региональной экономикой.

Только в 2007 году субъектам Федерации федеральным центром были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. В 2008 году региональные органы власти приступили к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения и т.д. Такой подход диктует необходимость создания в регионах принципиально иной, более эффективной, системы управления региональной экономикой.

Решение проблем регионального управления на местах связано с повышенным вниманием к следующим аспектам, так или иначе связанным с функционированием экономики регионов:

– размещение производительных сил и социально-экономического развития территорий;

– проявление экономических закономерностей в связи со спецификой конкретной территории;

– важнейшие природно-экономические, демографические и экологические особенности территорий;

– развитие межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.

Экономическая ситуация в России требует создания эффективной системы региональной статистики и регионального управления, базирующейся с одной стороны на потребностях развития конкретного региона, а с другой стороны на местном фактическом материале. Федеральный центр, вместе с передачей полномочий, передает на места и ответственность за их реализацию, постепенно уходя из сферы регионального управления. И именно здесь теперь должны быть сосредоточены усилия органов регионального управления по созданию информационных потоков, обеспечивающих принятие адекватных и эффективных управленческих решений на местах.

. Перспективные направления развития. Применение методов системного анализа особенности актуально в процессе мониторинга, планирования и прогнозирования развития точек роста в экономике регионов. Разработка и применение указанной методологии для подготовки управленческих решений может включать в себя несколько взаимосвязанных задач:

1) Привязка моделей к конкретным системам управления. Например, отдельно для региона, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов с учетом их полномочий, финансовых и иных возможностей. Модели должны стать не территориальными, но управленческими. Непродуктивно в рамках модели, предназначенной для органов регионального управления, говорить о решении проблем, находящихся вне их компетенции.

2) Разработка многоуровневых моделей. Следует уйти от попыток создания всеохватных горизонтальных моделей в сторону формирования многоуровневых вертикальных моделей, в рамках которых происходит поэтапное исключение неактуальных факторов с целью выявления факторов роста или проблемных факторов. Сначала должна быть выявлена проблема, а уже потом предложены варианты её решения. Речь идёт о диверсификации моделирования, когда первый этап анализа един, а последующие – различаются в зависимости от результатов анализа.

3) Унификация основ моделирования. Модели должны быть простыми и понятными каждому, кто с ними сталкивается. Существует закономерность – чем сложнее модель, чем меньше перспектив для её внедрения. Время перспективных схем размещения производительных сил прошло. Результат моделирования должен быть востребованным конкретными исполнителями для решения конкретных проблем управления. Идеальный вариант – не сама модель, а технология моделирования, внедренная и самостоятельно используемая на местах.

4) Региональная статистика. Речь идёт о разработке и внедрении систем региональной и муниципальной статистики, ориентированной на потребности соответствующих органов управления. Эту функцию может осуществлять как федеральный Госкомстат, так и подразделения соответствующих органов управления на местах. Однако перечень данных будет существенно отличаться от данных, собираемых на федеральном уровне.

5) Методическая поддержка. Федеральный центр в лице заинтересованных министерств и ведомств, а также Академия наук РФ могли бы взять на себя выполнение контролирующих и координирующих функций. Речь идет о системе подготовки служащих, методическом руководстве, сборе и обобщении аналитической информации. Пока же всю нагрузку несет на себе Академия наук РФ. Федеральный центр мог бы взять на себя функцию контроля, координации и методического обеспечения. Речь идет о сборе, обобщении и распространении положительного опыта, о федеральном контроле за развитием ситуации в регионах.

Перспективные направления реформ. Сегодня органы регионального управления на местах представляют собой обособленные социально-экономические системы. [3] У них свой бюджет, свои «правила игры» и своя мера социальной ответственности. Неэффективная система управления сама становится тормозом экономического развития территорий, фактором их депрессивности.

В результате система государственного управления (как в центре, так и на местах) замыкается сама на себя. Региональные хозяйствующие субъекты и население живут своей жизнью, а государственная власть в лице региональных властей – своей. Федеральный центр выделяет деньги, региональные власти их тратят. Затем деньги заканчиваются, и все возвращается к началу.

Субъекты Федерации должны получить полную самостоятельность в использовании механизмов экономического стимулирования развития территорий без возможности перекладывать ответственность на Федеральный центр. Тогда как Федеральный центр должен сформировать критерии оценки эффективности регионального управления и возвести их в ранг закона: «не справился – уходи». Неумолимо и объективно.

Для этого, прежде всего, следует модернизировать саму сферу государственного управления:

Вариант ответа №2

Переход к рыночным отношениям изменил во многом управленческое поведение. После распада СССР, исчезновения централизованного планирования и монополии государственной собственности, образовался экономический вакуум, где благополучным был лишь государственный сектор. Поэтому зарабатывание прибыли уже не казалось нереальным, но было менее привлекательным, чем раздел собственности государства.

В условиях инфляции, неразвитости рынка, нестабильности в правовой сфере, почти ни один директор российского предприятия не заинтересован в долгосрочном финансировании проекта. В России преимущественно все ориентировано на краткосрочное развитие и моментальные результаты [1, с.44].

Таким образом, современный менеджмент - неотъемлемая часть современного бизнеса.

Существует множество различных методов и способов управления, кроме того, с развитием науки и компьютерной техники существуют специальные программные обеспечения, способствующие в помощи принятия решений. Так, имея даже старые модели управления, безусловно, возможно управление современными предприятиями, но, учитывая технический прогресс и достижения, все-таки тяжело с этим согласиться ввиду таких причин, как противостояние человека и техники. Выражая человеческую сторону, мы можем увидеть духовность, а со стороны техники - четкий «холодный расчет» [8].

Безусловно, четкие действия - это выгодное положение в управлении, но одного этого недостаточно, так как необходим творческий подход. Также невозможно творческое присутствие в большей степени, задача бизнеса зарабатывать. Единственный компромисс - объединить эти две вещи. В результате данного симбиоза образуется некий субъект, способный выполнить задачу двух сторон одновременно, а именно человек [7].

1) Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2) Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3) Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды [7]:

1) менеджмент социальной сферы;

2) банковский менеджмент;

3) налоговый менеджмент;

4) организационный менеджмент;

5) международный менеджмент;

6) кадровый и др.

«Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития» [2, с.78].

В регионах России есть такие люди, которые часто воспринимаются местным сообществом как "крепкие хозяйственники", но на деле являются представителями нового класса управленцев. Акцент при освещении таких историй должен делаться не на красивом результате работы, а на его общественной значимости, а также на самом процессе работы менеджера. Конечно, предмет гордости наиболее известных российских бизнесменов - их экономическая эффективность; но замыкаться на ней нельзя, и бизнес-лидеры России прекрасно понимают это. Понимают они и необходимость организации коммуникаций с целью создания положительного отношения не только к своему бизнесу, но и к российскому бизнесу в целом. Их относительные удачи или неудачи в этой области связаны со шлейфом справедливых упреков в адрес конкретных личностей, несмотря на успехи некоторых из них в области управления. Нельзя допускать переноса этого отрицательного отношения на весь класс менеджеров [7].

В ближайшие годы наверняка произойдут глубокие перемены в составе управленческой прослойки российского бизнеса. Однако в настоящее время многие молодые управленцы не видят для себя реально конструктивных примеров среди российских бизнесменов. Некоторые признают, что люди, ряд черт которых можно поставить в пример себе и своим ровесникам, на деле - очень неоднозначные личности.

Итак, мы можем сказать следующее, что посредствам окультуривания возможно

определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Нужно помнить то, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. [4, с.389].

В России в системе менеджмента существуют как проблемы, так и способы их решения.

Главное при этом учитывать особенности российского рынка и менталитета.

Важно так же отметить огромные перспективы развития данной науки как на теоретическом, так и на практическом уровне в нашей стране. Нужно использовать все ресурсы и все источники для перехода нашей страны на качественно новый уровень управления на мировой арене.

Во-первых, на всем протяжении экономического развития мы можем проследить стремление сферы управления расширить свои возможности не только за счет привлечения дополнительных ресурсов и источников, но и за счет построения правильной тактики и стратегии управления персоналом или организацией в целом.

Интересно то, что основная проблема экономических преобразований в современный период состоит в ограниченности внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов компенсировать недостаток капиталовложений для преодоления кризисной ситуации.

Во-вторых, в науке управления, как и в других науках, существует ряд остро стоящих проблем, которые требует немедленного решения и анализа, активизации дополнительных ресурсов и правильного принятия решений.

Важно отметить тот факт, что в настоящее время менеджмент является фундаментом Российской Федерации. Потому что именно от правильного управления зависит экономическое состояние не только отдельной хозяйственной единицы, но и экономическое состояние страны в целом.

В-третьих, переход российского хозяйства к рыночной экономике ни у кого не вызывает сомнения. Коренные изменения затронули не только категорию собственности, приведя к созданию частных предприятий, но и сферу управления. Внешне это выразилось, в частности, в появлении множества новых специальностей и в значительном изменении содержания работы ранее существовавших в нашей стране специалистов.

Сильно сдвинулись приоритеты в образовании, что не только привело к неизбежному возникновению учебных заведений с сомнительным качеством образовательных услуг, но и способствовало выдвижению на первый план ряда лидирующих вузов и бизнес-школ, рассчитанных как на подготовку молодых кадров, так и на переподготовку специалистов по экономическим специальностям и повышение квалификации экономистов.

Между тем содержание деятельности одной из ключевых фигур рыночной экономики - профессионального менеджера - до сих пор остается во многом загадкой. Особенности российского менеджмента мало раскрыты, а его короткая история связана в сознании общества с теневыми сторонами бизнеса.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что только в результате детального изучения, подробного анализа и планирования в сфере управления, а так же правильной подготовке специалистов-менеджеров наша страна может выйти на совершенно новый уровень на мировом рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: