Определяющее значение для безопасности в рамках СНГ имеет функционирование Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был заключен 15 мая 1992 г. главами шести государств: Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Республика Беларусь присоединилась к Договору 31 декабря 1993 г.
Как соотносится участие Беларуси в деятельности ОДКБ с военной доктриной нашей страны? В первой главе военной доктрины Республики Беларусь указывается, что Республика Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности, содействующей активизации деятельности международных институтов безопасности на глобальном и региональном уровнях, с учетом интересов всех заинтересованных государств на основе принципов доверия и взаимопонимания. Республика Беларусь рассматривает свое участие в Договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и создание эффективного механизма обеспечения безопасности в рамках Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. как реальные шаги в этом направлении. Во второй главе обрисовывается роль Вооруженных Сил – они составляют основу военной организации государства и обеспечивают стратегическую самостоятельность Республики Беларусь, а в рамках союзнических обязательств с Российской Федерацией способствуют поддержанию военного паритета и геостратегической стабильности в регионе. Таким образом, участие в деятельности ОДКБ серьезно способствует реализации положений, заложенных в военной доктрине белорусского государства.
|
|
Большое значение для укрепления международной безопасности имеет взаимодействие ОДКБ с органами ООН. Особое значение странами, входящими в ОДКБ, придается борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Так, выступая в феврале 2007 г. на заседании Совета Безопасности ООН от имени государств–членов ОДКБ, Постоянный представитель Республики Беларусь А. Дапкюнас заявил «Государства–члены ОДКБ являются принципиальными и последовательными сторонниками противодействия распространению оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки».
Беларусь принимает активное участие в деятельности Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ (МКВЭС ОДКБ), созданной в июне 2005 г. Аналогичная комиссия в рамках всего СНГ – МКВЭС СНГ была упразднена в 2004 г.
Немаловажное значение имеет сотрудничество ОДКБ с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Как отметил в октябре 2007 г. Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрена де Бришамбо,«государства–члены ОДКБ являются важными участниками ОБСЕ», а «должностные лица и эксперты ОДКБ теперь регулярно приглашаются для внесения своего вклада в мероприятия ОБСЕ по вопросам, представляющим взаимный интерес»[1]. Республика Беларусь является членом ОБСЕ с января 1992 г., но отношения с ОБСЕ в последние годы трудно назвать продуктивными.
|
|
Для укрепления международной безопасности в СНГ большое значение будет иметь укрепление сотрудничества ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Согласно заявлению Генерального секретаря ОДКБ Н. Бордюжа ОДКБ готова «к установлению самых тесных и продуктивных рабочих контактов с Шанхайской организацией сотрудничества. В практическом плане, речь могла бы идти об объединении усилий в противодействии современным вызовам и угрозам на основе единых или согласованных программ и планов действий, о проведении совместных мероприятий, разработке общих для ШОС и ОДКБ политических документов, а также о взаимном предоставлении статуса наблюдателя, непосредственном участии в мероприятиях каждой из наших организаций».
Для упрочения международной безопасности имеет значение и курс, взятый ОДКБ и Советом государств Балтийского моря (СГБМ) на развитие практического сотрудничества в области противоДействия распространению наркотиков, нелегальной миграции, борьбы с преступностью (включая экологическую сферу) а также в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Развивается сотрудничество ОДКБ с Международным Комитетом Красного Креста. Очевидны перспективы взаимодействия в привлечении потенциала Международного Красного Креста в сфере миротворческой деятельности ОДКБ, организации помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и в вопросах подготовки и обучения медицинского персонала, привлекаемого к реагированию на комплексные чрезвычайные ситуации.
В 2003 г. было принято решение о поставках российского вооружения по льготным ценам странам–участницам ОДКБ, что положительно сказалось на темпах перевооружения национальных армий и привело к повышению общего оборонного потенциала.
Для безопасности Республики Беларусь имеет большое значение также кооперация в рамках Союзного государства. Так, только на 2008 г. из бюджета Союзного государства на сферу военно-технического сотрудничества выделено более 427 млн российских рублей, а на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 485 млн российских рублей. В период с 2007 по 2008 г. реализуются 14 программ, подпрограмм и мероприятий в сферах безопасности, обороны, правоохранительной деятельности и военно-технического сотрудничества. Особое значение придается программе совершенствования объектов военной инфраструктуры для обеспечения региональной группировки войск (сил) Беларуси и России. Создана Региональная группировка войск Беларуси и России, состоящая из частей и соединений вооруженных сил двух стран. В процессе создания находится объединенная система военно-технического обеспечения.
2.3. Проблемы и перспективы создания единого экономического пространства Содружества
Республика Беларусь заинтересована в создании зоны свободной торговли в рамках всего СНГ в силу специфики своей экономики, основная часть которой имеет экспортно-ориентированный характер. Поэтому снятие ограничений на торговлю позволит Беларуси продавать больше своих товаров на просторах СНГ. Но не все страны СНГ располагают экономикой подобного рода. К примеру, наша соседка – Украина, количество граждан которой в четыре с половиной раза превышает число граждан Беларуси, имеет внешнеторговый оборот всего лишь в два раза больший, чем у нашей страны. В силу этого стремление Украины налаживать зону свободной торговли в рамках СНГ снижено. В то же время низкие темпы вовлечения Украины в процессы по либерализации торговли в рамках СНГ могут иметь главным образом политический характер, поскольку слабо сочетаются с успешным стремлением Украины войти во Всемирную торговую организацию (ВТО). Поэтому, несмотря на то, что в сентябре 2003 г. Украиной вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), Украина сделала наименьший прогресс в проведении в жизнь шагов, принимаемых в рамках ЕЭП.
|
|
Другим интеграционным экономическим образованием в рамках СНГ является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), договор об учреждении которого был подписан в октябре 2000 г. главами государств Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана. Впоследствии к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан. А такие страны СНГ, как Армения, Молдавия и Украина, обладают статусом наблюдателя при этой организации.
Негативно на интеграцию в рамках всего СНГ влияет фактическое соперничество между разными интеграционными блоками на его пространстве. Так, ГУАМ, фактически проводящий геополитические интересы США и ЕС, противостоит ОДКБ, страны-участницы которого нацелены на защиту своих национальных интересов собственными силами. В результате этого был принят курс на разноскоростную интеграцию в формате СНГ как единственный способ сохранения членства в СНГ всех участвующих на настоящий момент 11 стран. Между тем страны ГУАМ – Украина и Азербайджан (и в меньшей степени Молдавия) и не скрывают, что не стремятся к какой-нибудь серьезной интеграции в рамках СНГ. Поэтому курс на разноскоростную интеграцию фактически означает продолжение интеграционных процессов между ограниченным количеством стран–участниц СНГ и сохранение статус-кво для остальных.
|
|
Об укреплении экономических связей Беларуси со странами СНГ свидетельствует опережающий рост товарооборота в 2007 г. по данному региону по сравнению с общим товарооборотом. Так, если объем внешней торговли товарами Республики Беларусь вырос в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 26%, то со странами СНГ он вырос на 30,7%, а со странами вне СНГ на 20,1%. При этом рост объема внешней торговли товарами развивался примерно одинаковыми темпами как с главным торговым партнером Беларуси в СНГ – Россией, так и с другими странами СНГ. Некоторые отличия имели место по темпам увеличения экспорта и импорта. Так, по сравнению с 2006 г. белорусский экспорт в 2007 г. в Россию вырос на 29,8% (составив 8 886,6 млн долл.), а экспорт в другие страны СНГ возрос на 33%. Импорт из России в Беларусь вырос на 31,2%, из других стран СНГ – на 28,2%. В общем объеме товарооборота доля стран СНГ увеличилась с 54,9 до 57,0 %. В целом экспорт Беларуси в страны СНГ достиг 11,2 млрд долл., составив 46,1% от всего белорусского экспорта по сравнению с 43,6% в 2006 г. Высокие темпы роста экспорта достигнуты в торговле с Украиной (увеличение на 19,3%), Азербайджаном (в 2,5 раза), Казахстаном (возрастание на 39,3%), Узбекистаном (в 1,7 раза), Туркменистаном (в 6 раз). Удалось увеличить положительное сальдо в торговле со странами СНГ (за исключением Российской Федерации) на 183 млн долл. по сравнению с 2006 г., достигнув общей суммы в 533,9 млн долл.