Стратегия в управлении

/. Целеполагание. Формирование «древа целей».

2. Функциональная структура.

3. Программно-целевой метод формирования государственной политики и реализации стратегии в управлении

Целеполагание — крупная научная и практическая проблема. Так, восемь из десяти опрошенных слушателей академии не мо­гут четко сформулировать цель своего ведомства или подразде­ления.

Уже на первой стадии управленческой деятельности допус­кается ошибка. Конечно, очень трудно определить параметры оптимального функционирования и развития многообразных управляемых объектов или модель их будущего состояния из ка­бинетов федеральных ведомств. Но, не изменив отношения к целеполаганию, построить эффективную систему государствен­ного и муниципального управления невозможно.

Целеполагание — центральная функция государственного и муниципального управления и стержень административно-уп­равленческой деятельности.

Целеполагание пронизывает и определяет все стадии адми­нистративно-управленческой деятельности: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, конт­рольную. Эта функция определяет содержание всех остальных, объединяет их и реализуется во всех сферах управления1.

1 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. 2004; Основы со­циального управления / Под ред. В.И. Иванова, В.И. Патрушева. М., 2000.


104 Глава 5

Методологию целеполагания составляют системный, диа­лектический, организационно-деятельностный, программно-целевой и социально-технологический подходы. Весьма важно совокупное взаимоувязанное использование названных методо­логических принципов в управлении. Именно эти принципы определяют методологическую культуру управленца, его сис­темное мышление. Оно развивается и оттачивается не только в процессе повседневной рутинной работы, но прежде всего в ре­гулярных организационно-деятельностных играх, инновацион­ных семинарах, использующих метод глубокого погружения в проблему1.

Ориентиром для управленцев всех уровней является основ­ная цель общества — идеальное предвосхищение результата дея­тельности, а деятельность — процесс достижения цели. Цель возникает как мыслеобраз будущего состояния управляемых объектов и является результатом интегральной работы управ­ленцев. Цель всегда — прогноз будущего, она содержит еще не­раскрытые способы достижения. Цель как бы описывает пред­полагаемый конечный результат, без нее нет критериев оценки достигнутого. Управленческая деятельность невозможна без яс­ных целей. Цели всегда являются мобилизующими, но они должны быть достижимыми.

В связи с этим специфика формулирования и уточнения це­лей, построения иерархии подцелей, доведения их до соответ­ствующего уровня, определение приоритетности главной цели по отношению к целям более низкого уровня — одна из важней­ших задач органов управления, от решения которой зависит эф­фективность управленческой деятельности в целом. «Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, — пишет известный американский специалист по управлению Дж. О'Шонесси, — не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов»2.

В основе целеполагания лежит познание объективных зако­номерностей развития общества. Эти закономерности — источ-

1 См.: Анисимов ОС. Основы методологии. В2-хт. М., \994;АнисимовО.С. Ме­
тодология: функция, сущность и становление. М, 1996.

2 См.: О'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой / Пер. с англ.
М., 1979. С. 33.


Цели. Функциональныая структура. Государственная политика 105

ник целей, вырабатываемых людьми. Чем точнее цели отражают закономерности происходящих в обществе процессов и тен­денций, их изменения, тем активнее человеческая деятель­ность. Кроме закономерностей, важными целеформирующими факторами являются потребности, интересы людей и социаль­ных групп, а также реальные возможности общества их удов­летворить.

Именно поэтому сам процесс целеполагания рассматривается трежде всего как деятельность по выявлению и анализу общест-;нных проблем, потребностей управляемого объекта в продук­ции, услугах, образовательном, интеллектуальном или информа­ционном продукте с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Так, определяющими здесь будут конечные (или на далекую перспективу, большой отрезок времени) цели всего общества, цели всей социальной системы. По срокам достижения цели быва­ют: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; по охвату — глобальные (в рамках всего человечества), межгосударственные, государственные, региональные, межотраслевые, муниципаль­ные, корпоративные, личностные и т.д. По значению цели могут предусматривать глубокие преобразования, реформы или част­ные изменения, ведение локальных инноваций. Особое место в процессе целеполагания занимают стратегические цели государ­ства, которые отражают его долгосрочные и глобальные инте­ресы, а потому являются генеральными и определяющими все остальные. Стратегическое целеполагание — основная функция научного управления — должно быть воспринято всеми субъек­тами государственного и муниципального управления как кате­горический императив.

В настоящее время стратегией называют искусство руковод­ства и перспективного управления общественными делами, ре­шение принципиальных вопросов целеполагания, выявление закономерностей и тенденций общественного развития, разра­ботку приоритетных направлений накопления ресурсов разви­тия и концентрации усилий для ликвидации кризисных явле­ний.

Стратегия развития тесно связана с общественной доктри­ной и концепцией развития. Концепция — определенный харак­тер понимания проблемы, центральная идея системы взглядов, которая включает различные формы научного знания: научные


106 Глава 5

факты, теории, научные принципы, законы, понятия. В системе концептуального знания, обращенного к пониманию проблемы и путей ее решения, всегда присутствуют три элемента знания: эмпирический, теоретический, философско-мировоззренчес-кий. Поэтому наряду с общей стратегией развития государства есть частные стратегии: экономическая, политическая, финан­совая, кредитно-денежная, социальная, правовая, духовно-культурная.

Цели разделяются в зависимости от иерархии государствен­ного управления на главную (генеральную), подцели первого, второго и третьего уровней, цели отдельных структур управле­ния и т.п. Иначе говоря, в процессе целеполагания происходит рассеивание целей по министерствам и ведомствам, отраслям, что порождает проблему их собираемости вокруг главной стра­тегической цели, иначе неуправляемость может нарастать.

Сначала определяется главная (генеральная) цель, но и она становится многоцелевой, формируется иерархическая лестни­ца целей. Скажем, генеральная цель развития отечественного производства распадается по глубине (цели отраслей, предпри­ятий, цехов, отделов и т.п.). Достижение генеральной цели (ко­нечной, цели-результата) осуществляется через множество про­межуточных этапов. Сбой на любом из промежуточных этапов приводит к срыву конечного результата.

Цели неразрывно связаны со средствами. Ставить цель, как бы мала или велика она ни была, означает в то же время и выра­батывать средства для ее достижения. Средств этих может быть много, однако из множества средств нужно выбрать такие, ко­торые рациональнее (быстрее, экономичнее) приведут к дости­жению цели. Для государственного управления несовместимо положение: «для достижения цели все средства хороши, цель оправдывает средства». Необходимо выбрать средства, которые согласуются с интересами людей, решают общественные проб­лемы.

Цель и средства меняются местами: достигнутая цель стано­вится средством достижения другой цели.

При определении целей важно точно установить, какой именно результат и какими средствами предполагается получить при их достижении, а также сроки достижения целей. Главное — при определении цели указать, что и когда (а не почему и как) следует достичь. На вопрос же почему, следует ответить перед


Цели. Функциональныая структура. Государственная политика 107

принятием решения о достижении цели. На вопрос, как достичь цели, ответ дают технологии достижения цели, т.е. рациональ­ные способы действия.

Цель, поставленная перед системой, определяется, как пра­вило, двояким способом. При первом способе цель задается за­ранее, без предварительного тщательного анализа системы, без определения ее возможностей. После того как цель задана, оце­ниваются возможности системы и намечаются меры (действия) по ее достижению. Нередко под заданную цель заново создают­ся соответствующие структуры и органы управления. При вто­ром способе цель выводится из внутреннего состояния системы и выступает как ожидаемый к определенному времени резуль­тат, как будущее желаемое состояние системы. Здесь также про­водится предварительный анализ состояния системы, ее реаль­ных возможностей, на основе чего и определяется цель.

После постановки цели, возможности и ресурсы системы пе­реоцениваются уже с позиций цели. Учитываются и мобилизу­ются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению, прежде всего внутренние резервы, социальные ре­сурсы: интеллектуальные, информационные, кадровые, орга­низационные, административные, правовые, духовно-нрав­ственные.

Подход к цели может осуществляться с позиций ее приемле­мости, оптимальности и приспособленности (адаптации) к ожидаемому запрограммированному результату.

В условиях отсутствия достаточных ресурсов, информации, времени для постановки оптимальной цели становится прием­лемая в рамках существующих возможностей цель. Здесь цель выражает стремление органов управления улучшить состояние дела, устранить недостатки без особых преобразований системы и использования сверхнормативных дополнительных ресурсов. Такого рода приемлемые цели ставятся в повседневной практи­ке управления, их постановка и реализация — обычные будни административной управленческой деятельности.

Сложнее дело обстоит с оптимизационным подходом к поста­новке цели. Здесь цель определяется тоже на основе данного состояния системы, возможностей и ресурсов, однако предус­матривается их наиболее эффективное использование с тем, что­бы усовершенствовать функционирование системы, обеспечить ее развитие, переход в более высокое состояние. При оптимиза-


108 Глава 5

ции используется метод моделирования, причем цель выступает как некая модель будущего состояния системы, рассчитанного с учетом не только имеющихся ресурсов, но и возможного ввода дополнительных источников.

Сам по себе оптимизационный метод при определении це­лей эффективен и точен, поскольку предусматривает количест­венное выражение целей. При построении модели обычно абстрагируются от неформализуемых целей и задач, а потому смоделированная цель будет неполной, ограниченной. Отсюда и ограниченность оптимизационного подхода. Особенно эф­фективен этот метод при разработке задач рационального рас­ходования ресурсов, когда основной целью является минимиза­ция затрат для достижения заданного эффекта или максимиза­ция эффекта при данных ресурсах и ограничениях.

И, наконец, об адаптационном подходе к выбору цели. В этом случае функционирование и развитие системы в настоящем приспосабливается, ориентируется на некоторое будущее состо­яние, содержащееся в цели. Данная цель, будущее состояние может быть четко определенной, если люди обладают точным, достоверным знанием об этом будущем. Зная, к примеру, ныне разведанные запасы полезных ископаемых, темпы прироста за­пасов и развития добычи, можно с достоверностью определить, сколько их будет добыто через пять—десять и более лет.

Цели всех уровней управления должны отвечать требовани­ям конкретности, реальности, контролируемости.

Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которых предполагается дос­тичь, — экономические, социальные, научно-технические и др. В идеале требование конкретности предполагает количествен­ное выражение цели, хотя, разумеется, далеко не все цели в со­циальной и особенно духовной сфере общества можно выразить количественно.

Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением цели ресурсами, правильно выбранной стратегией ее достижения, эффективностью управления.

Для реализации требования контролируемости цели большое, если не сказать решающее, значение имеет отлаженность систе­мы информации, особенно обратной связи, осведомляющей субъект управления о ходе решения социальной проблемы. Свое­временная и качественная переработка осведомляющих дан-


Цели. Функционапьныая структура. Государственная политика 109

ных, ее преобразование в информацию, содержащую корреги-рующие команды, позволяют вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели.

Цель, поставленная перед каждой данной системой, не авто­номна. Поскольку данная система связана с множеством других систем, ее цель увязывается с их целями'.

Целеполагание — сложный процесс, включающий не только формирование целей, но их проверку, корректировку, согласо­вание, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания — программирование деятельности по достижению целей.

Чтобы выполнить эту сложную работу, используются мате­матические методы моделирования комплекса целей. В настоя­щее время для согласования и корректировки целей применя­ются специальные методы — диалоговые системы2.

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования «древа целей». Разработка осу­ществляется путем последовательной декомпозиции главной стратегической цели на подцели по следующим правилам.

1. Формулировка целей должна описывать желаемые резуль­
таты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходимые
для их достижения.

2. Формулировка главной (генеральной) цели должна давать
описание конечного результата.

3. Содержание главной цели должно быть развернуто в ие­
рархическую структуру подцелей таким образом, чтобы дости­
жение подцелей каждого последующего уровня стало необходи­
мым и достаточным условием для достижения целей данного
уровня.

4. На каждом уровне подцели должны быть независимыми и
невыводимыми друг из друга.

5. Декомпозиция прекращается при достижении некоторого
элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет
приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

1 См.: Афанасьев ВТ. Общество: системность, познание и управление. М, 1985. С 154-295.

- См.: Ладенко И.С., Поляков И.С. Интеллект управления и консультирование. Новосибирск, 1992; Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управле­нии. Новосибирск, 1987; Одинаков ВВ. и др. Диалоговая система построения "дре­ва целей" организационных систем и принцип ее программной реализации // Сис­темы управления и их элементы. Томск, 1980.


110 Глава 5

Средством согласования целей друг с другом и с объектив­ными условиями деятельности, а также организации согласо­ванных действий по их достижении выступает модель следую­щего комплекса целей.

Объективные условия развития государства и общества

Высшие органы власти: Генеральная цель

Центральное управление

(министерства и ведомства):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: