На основе исходных данных рассчитаем следующие показатели:
Выручка за год
Валовая маржа
Коэффициент валовой маржи (dВМв)
Промежуточная маржа
Доля промежуточной маржи в выручке
Прибыль
Тогда,
шт.
грн.
Таким образом, данный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия, начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше означает нести прямые убытки:
Выручка от реализации
Переменные затраты
Валовая маржа
Прямые постоянные затраты
Промежуточная маржа (практически ноль).
Таким образом, при выручке примерно в 4200 грн. предприятие покрывает не только переменные, но и постоянные затраты. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
Если реализация в течение года была равномерной, то можно предположить, что данный товар начал участвовать в покрытии постоянных затрат предприятия где-то в начале августа:
,
а участвовать своей прибылью в покрытии постоянных затрат предприятия стал в ноябре:
Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жизненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности:
|
|
В «час икс» товар становится безубыточным, от него надо отказываться.
Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовыми аспектами политики предприятия, а также – и, возможно, это главное – учета общей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упадка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар становится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только промежуточная маржа становится отрицательной.
А - выручка не покрывает прямых переменных и прямых постоянных затрат;
Б - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат;
В - выручка покрывает кроме всех прямых затрат, все отнесенные на данный товар косвенные постоянные затраты и вносит свой вклад в формирование прибыли предприятия;
Г - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат.