Провозной способностью судна называется объем работы в тонно-милях или тоннах перевозимого груза, который судно может выполнить за определенный период времени и в конкретных условиях эксплуатации. Провозная способность зависит от грузоподъемности судна и ее использования, продолжительности эксплуатационного периода, протяженности
пути плавания, времени нахождения под грузовыми и вспомогательными операциями. Можно рассматривать ее как функцию ряда переменных: грузоподъемности, показателя использования грузоподъемности, средней суточной скорости, валовых норм грузовых работ, пройденного судном расстояния в милях:
Пт-м = f (DЧ, a, vэ, Мв, L)
При плавании в простом рейсе провозная способность в тонно-милях:
П т-м = QL= DчL
(П т-м = DчL в том случае, если грузоподъемность судна используется полностью в рейсе). Если плавание совершается между нескольким портами, выражение принимает вид:
П т-м = Σ QL = Σ DчL
Графоаналитические методы используются в анализе экономических и производственных показателей рейса судна. До начала исследования выбранный показатель необходимо представить в виде аналитической модели. Для этого применяют принцип декомпозиции: показатель расчленяют на самостоятельные подсистемы (элементы) таким образом, что становится возможным изучение ненаблюдаемых или слишком сложных его участков.
|
|
Для построения графика функций, определяющих показатель не достаточно взять его значения, необходимо выявить скрытые элементы или факторы, а затем уже определить их влияние на изменения в показателе. Рассмотрим анализ провозной способности судна графоаналитическим методом.
Провозная способность судна в тоннах перевозимого груза за ряд последовательных рейсов определяется по формуле:
ПТ =Σ Q = Q × r,
где r – количество рейсов судна за эксплуатационный период.
Для построения графика провозной способности необходимо в формуле сделать преобразования, представив вместо Q выражение и выразив количество рейсов через выражение: Q = a × β × Dч
где a – коэффициент загрузки судна; β – коэффициент сменности груза в рейсе; Dч – чистая грузоподъемность судна, в т.
r = Tэ/tр
где Tэ – эксплуатационный период в сутках; tр – время рейса судна, сут.
После произведенных преобразований и сокращений показатель провозной способности примет вид:
Пт= a* Dч *Tэ *Мв*vэ/Mв* l+2 a* Dч*vэ
Нетрудно увидеть, что элементы, образующие показатель, если рассматривать поочередно одни как переменные, а другие как константы, образуют известные алгебраические функции, выраженные уравнениями:
y=ах/х+б
y=х/а +б
Если представить П т как функцию y = f(x), то на графике провозная способность в тоннах будет выглядеть (рис. 2) как кривые в виде гипербол и прямой.
|
|
Об изменении показателя можно судить по кривым на графике. Как видно по рис.1 при увеличении большинства переменных а, D ч ,Тэ, Мв, vэ провозная способность возрастает до своего максимального значения и в дальнейшем стремиться к постоянной величине, и только с возрастанием l провозная способность от своего максимального значения ТэМв/2 снижается и в дальнейшем стремиться к нулю. Это обстоятельство можно объяснить такой характеристикой судна, как дедвейт: с увеличением дальности плавания возрастают запасы топлива, воды и, следовательно, сокращается та часть весовой нагрузки, которая предназначена под груз.
Провозная способность в тонно-милях после преобразования примет вид:
Пт= a* Dч* Tэ *Мв*vэ* l /Mв* l+2 a* Dч*vэ
Графики провозной способности в тонно-милях примут вид (рис.2).
Зависимость между переменными и провозной способностью можно интерпретировать аналогично интерпретации графика на рис. 1.