1) мифологическое
2) религиозное
3) философское
4) научное.
Выделяют также обыденное или эмпирическое, а также сциентистское и антисциентистское и др[21].
Мифологическое мировоззрение (греч. mythos — повествование, сказание) -исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.
Мифология - образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный.
Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства. В мировой мифологии можно выделить поиски ответов на вопросы об устройстве мира и назначении человека.
|
|
Для понимания отличия мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение:
1. В мифологии мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта.
Философия сделала их предметом размышления и анализа.
2. В мифологии мышление не понятийное, а образное и может быть выражено в художественной форме.
Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.
3. В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев.
В философии уже в античное время признавалось, что путем размышления индивид способен приблизиться к истине и понять ее. (Этим признается, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.)
Религиозное мировоззрение (лат. religio – благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия.