Функции политической системы и типы ее подсистем

• целенаправленное регулирование общественных процессов, ориентированное на обеспечение устойчивого продвижения общества по пути социального развития;

•обеспечение оптимального взаимодействия между социальными и политическими, общественными и природными процессами и структурами;

• включение граждан в политическую жизнь на основе господствующих в государстве принципов и норм;

• обеспечение упорядоченности и стабильности политических порядков и т.д.

Г.Алмонд:2 группы функций полит. системы: на входе и на выходе. Функции на входе:

Полит. социализация; Полит. рекрутирование – отбор людей для заполнения тех или иных структур; Артикуляция – выражение интересов, выдвижение требований к тем, кто принимает решения; Агрегирование интересов – согласование и обобщение требований, превращение их в позицию; Полит. коммуникация

Функции на выходе:

Нормотворчество – применение правил и процедур, введение их в действие; Контроль за соблюдением правил; Истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

Подсистемы полит. системы:

1. Система полит. институтов: гос-во и его институты; ассоциации и институты гражданского общества, полит.партии, группы давления; международные организации, включенные в полит. систему.

2. Система полит. отношений, т.е. регулярно воспроизводящиеся взаимодействия субъектов политики и власти.

3. Система коммуникаций – формы и принципы взаимодействия как внутри полит. системы, так и с др. странами, институтами и т.д.

4. Система полит. и правовых норм, которые действуют в виде конституций, уставов и т.д. и которые регламентируют полит. поведение граждан и функционирование полит. институтов.

5. Система полит. сознания: совокупность знаний, оценок, представлений относительно политики и власти, идеологические установки, настроения, эмоции.

Политический режим как качественная характеристика политической системы. Понятие и исторические типы политических режимов. Закономерности их возникновения и эволюции. Характеристика основных видов политических режимов. Тоталитаризм как особый тип политического режима. Специфика институциональных, нормативных и информационно-коммуникативных характеристик авторитаризма. Отличия тоталитаризма и авторитаризма. Критерии демократичности власти и сущностные черты демократического политического режима. Внутренние противоречия и кризисы демократии как системы власти. Объем и возможности использования политических прав и свобод как важнейший критерий оценки политического режима.

Понятие «политический режим» получило распространение в западной обществоведческой литературе в середине ХХ столетия. Политический режим представляет собой не только способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

В отечественной учебной литературе общепринятым является следующее понятие.

Политический режим (от лат. regimen – управление) – это система методов, способов и средств осуществления государственной власти, отражающая состояние политических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Среди западных политологов наиболее распространенным является определение, данное французским ученым Ж.-Л. Кермонном. Политический режим – это совокупность элементов идеологического, конституционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Политический режим характеризуется рядом критериев, которые отражают состояние политической жизни общества, определяют его сущность и тип в каждом конкретном государстве:

1. Полномочия главы государства, его функции и роль в системе политического руководства, характер политического лидерства.

2. Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, а также степень участия в ней народных масс.

3. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти,

4. Роль и значение политической идеологии в жизни общества.

5. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности.

6. Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества.

7. Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.

Таким образом, политический режим непосредственно связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая реализация прав и свобод граждан.

Наиболее распространенной типологией политических режимов является их деление по степени увеличения прав и свобод личности: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности.

Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке – с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Впервые понятие «тоталитаризм» было введено Муссолини в середине 20-х годов ХХ ст.

Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, Дж. Талтон, К. Фридрих, Ф. Хайек и др.

Признаки тоталитарного общества по версии К.Фридриха и З.Бжезинского:

1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2) одна, единственно возможная идеология, которая должна признаваться всеми. Деление всего мира в соответствии с идеологией на друзей и врагов;

3) монополия на средства массовой информации;

4) монополия на все средства вооруженной борьбы;

5) легализация террора и система террористического полицейского контроля;

6) централизованная система управления экономикой.

Авторитарный режим (от лат. autoritas – власть, влияние) – это государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная диктатура одной личности или узкой группы лиц, не допускающая политическую оппозицию к власти, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах.

Сюда можно отнести известные в истории античные тирании, древневосточные деспотии, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи ХІХ века. Исследования многих известных политологов (Х. Линц, В. Пугачев, А. Соловьев, С. Хантингтон и др.) позволили выделить наиболее отличительные черты, присущие авторитаризму.

1. Концентрация неограниченной власти в руках одного лидера (монарха, диктатора) или небольшой группы лиц (олигархической структуры, военной хунты и др.).

2. Отсутствие или формальное существование демократических механизмов контроля за властью, неограниченность её законом.

3. Опора режима на силовые структуры, стремление использовать их при необходимости по своему усмотрению, вплоть до массовых репрессий при разрешении конфликтных ситуаций.

4. Запрет или ограничение деятельности легальной политической оппозиции, монопольное право авторитаризма на власть и политику. При нём допускается существование определённого числа партий, но при условии их подконтрольности власти.

6. Отсутствие всеобщего контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономическую. Наличие рыночной экономики, личной и семейной жизни граждан, культурного, религиозного и, отчасти, идеологического плюрализма, альтернативных средств массовой информации – сохраняют элементы гражданского общества.

Авторитарный режим не стремится политизировать всё население, не претендует на тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, кроме политики.

Либеральный режим иногда выделяется учеными-политологами в качестве самостоятельного политического режима. Либеральный режим (от лат. liberalis – свободный) – это государственно-политическое устройство общества, отрицающее любые формы контроля за экономической, духовной и иной деятельностью личности и общества со стороны политической власти, государства.

Либеральный режим – это достаточно неустойчивая форма власти переходного периода, сочетающая в себе черты как авторитаризма, так и демократии.

Для него характерны следующие черты.

1. Отсутствие политической стабильности, политизация общества.

2. Появление оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений.

3. Осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы.

5. Развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.

Таким образом, либеральный режим является переходным этапом к демократии.

Демократический режим – это государственно-политическое устройство общества, основанное на признании народа в качестве источника верховной власти и его права участвовать в решении государственных дел.

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demos – народ, kratos – власть). По определению американского президента А. Линкольна, демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа».

Среди исследователей политических режимов (Р. Даль, Р. Дарендорф, А. Лейпхарт, Х. Линц, Р. Макридис, А. Пшеворский и др.) также нет полного единства в том, что следует понимать под демократической формой правления. Однако большинство из них сходятся на том, что существуют принципиальные различия между традиционно-греческой и современной, или либеральной формой демократии. При всем многообразии современных демократических режимов можно выделить их наиболее общие признаки.

1. Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

2. Проведение свободных альтернативных выборов.

3. Периодическая выборность основных органов государственной власти.

4. Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции.

5. Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.

6. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью создания механизма сдержек и противовесов.

7. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, формирование правового государства и гражданского общества.

8. Предоставление гражданам широкого перечня политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, а также юридических гарантий их реализации.

9. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получения полной информации о принимаемых решениях, а также право контроля за деятельностью государственных органов.

Институциональные основания политики. Понятие политического института. Традиционные и современные теоретические подходы в изучении политических институтов. Структура, типология и функции политических институтов. Модели процессов развития, основные внешние и внутренние причины появления, ликвидации и формы повышения адаптивной способности политических институтов. Устойчивость и трансформация политических институтов. Основные детерминанты институционализации современных политических отношений. Государственные и негосударственные институты в политической системе.

Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».

Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества.

Понятие политического института. Структура, типология и функции политических институтов. «институт» происходит от латинского слова «institutum», что означает «установление» или «учреждение»- М. Вебер, государство, как пример института, -сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.). Э. Дюркгейм считает, что институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой — эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов. Тем самым Э. Дюркгейм положил начало целой традиции, даже школе французского «социального институционализма»

М. Прело, Ж. Бюрдо, М. Дюверже: 2 осн. компонента, входящих в содержание политического института:

1)идеальную модель самой системы отношений; 2)организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры. М. Дюверже полит.инсты выст. В кач-ве «модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных». Дюверже- 2 типа институтов: 1. простая система отношений, скопированная со структуры модели; 2. система отношений, имеющая дополнительную материальную и техническую организацию.

В связи с этим можно выделить основные универсальные функции, выполняемых всеми политическими институтами:

- удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества;

- политическая социализация индивидов

- закрепление и воспроизводство общественных связей;

- регуляция политических отношений;

-интеграция всего общества в единый политический организм;

- политическая коммуникация и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: