Модели процессов развития, основные внешние и внутренние причины появления, ликвидации и формы повышения адаптивной способности политических институтов

Модели процессов развития

1.Дифференциация,специализация-специализация предмет.обл-м,созд-е спец.полит.орг-ций, меняется хар-р взаимоотношений и форма контроля. Дифф-я происходит,если сущест.пол.инст-ы не могут удовлетворить какие либо пол.потребности

2. Перерегуляция инст.связей,изменение исходных принципов-сопровождается противоборством сил,что вызывает пол.конфликт. пол.инст-ы,находящиеся в сост-и перерегуляции слабо обеспечивают выполнение своих ф-ций,рост нестабильности

Внешние и внутренние причины появления, ликвидации политических институтов –

Появления:

1. Изменение общественных отношения- в результате возникновения новых практик полит. взаимодействия индивидов- формируются новые правила, нормативизация таких практик ведет созданию нового института, ругулирующего данную сферу общественныз отношений

2. сознательная деятельность людей по упорядочению собственной деятельности(напр, деятельность по созданию в стране многопартийной системы, которая в силу своей новизны не способна опираться на действующие традиции и обычаи общества)

Гл. Внутренняя причина: - функциональная перегруженность

Внутр. Причины самоликвидации:

1) исчерпание функц. Возможностей

2) противоречие норм разл. Пол. Инст-в

Может прекратить свое существование в рез-те сознательной целенаправленной деятельности людей по его ликвидации

Формы повышения адаптивной способности политических институтов

-их развитие(возрастание способности к структурному разделению и адаптации, что повышает их способность к инновации и выживанию)

-трасформация (процесс существенного изменения, котор. Характ.качественными изменениями системообразующих элементов пол. Инст-а)

-модернизация (процесс «осовременивания»)

Устойчивость и трансформация политических институтов

Устойчивость может обеспечиваться следующими факторами:

1)каждый агент выполняет опр. Функцию, котор. Взаимодействует с функц. Другого

2)взаимозависимостью всех участников институтов обеспечивается и тем, что каждый, работая за себя в тоже время работает на общее благо (не всегда осознанно)

3)легитимацией политического института. Нормы поведения участников института, заведенный порядок вещей признается участниками института и всем обществом

4)независимостью институциональных элементов от его новых учатников

Стремление к устойчивости превалирует над тягой к переменам, т.к. вызывет чувство стабильности, уверенности в будущем, но и имеет негативную сторону: полит. инст-ам присущ консерватизм и поэтому модернизация является особой проблемой

Модернизацию пол.инст-в невозможно проводить точечно ввиду их спаянности: 1)любое изменение прав, обязанностей 1 агента затрагивает права, полномочия другого агента- цепная реакция-дезорганизация полит. инста, что снижает уровень предсказуемости и увеличивает эелмент риска.2)треб. Определнной синхронности, 3)необходимость признания их легитимными всеми участниками инст-а

Государственные и негосударственные институты в политической системе. Государственные институты – государство и его институты (законодательная власть, правительство, органы правопорядка). Негосударственные – ассоциации и институты гражданского общества, полит. партии, группы давления и т.д.

Государство как основной политический институт. Исторические формы государственности и их характеристика. Отличительные признаки государства как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие. Форма государственного правления и форма государственного устройства. Суверенитет государства, его структура и типы. Разделение властей. Факторы и условия устойчивости и адаптации института государства к современным условиям. Социальное государство. Государственная политика: понятие и основные сферы.

. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

- наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

- исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

- монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

- исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

- монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

- монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

- монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

- обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

ФУНКЦИИ

Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. Экономическая (выработка и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование хозяйственной деятельности с помощью налоговой, антимонопольной, кредитной политики; управление государственными предприятиями и организациями).

2. Социальная (разработка и осуществление социальной политики, регулирование социальных отношений; социальная защита нуждающихся в ней граждан; разработка и регулирование системы налогообложения; содействие полной занятости трудоспособного населения; охрана здоровья населения.);

3. Политическая (выработка политического курса, отвечающего интересам общества или его отдельных слоев; обеспечение политической стабильности, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций; подбор и расстановка административных кадров, осуществление властных полномочий).

4. Правовая (охрана основ существующего общественного строя; обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан, их чести и достоинства, а также их собственности).

5. Культурно-воспитательная (создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, получения образования, профессиональной подготовки, приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры; поддержка культурно-просветительных учреждений, идеологическая деятельность).

6. Экологическая (охрана и восстановление окружающей среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).

Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.

1. Обеспечение суверенитета, целостности и безопасности государства, его оборона.

2. Защита интересов данного государства на международной арене.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

4. Участие в международных делах и организациях, в решении глобальных проблем современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: