Модели процессов развития
1.Дифференциация,специализация-специализация предмет.обл-м,созд-е спец.полит.орг-ций, меняется хар-р взаимоотношений и форма контроля. Дифф-я происходит,если сущест.пол.инст-ы не могут удовлетворить какие либо пол.потребности
2. Перерегуляция инст.связей,изменение исходных принципов-сопровождается противоборством сил,что вызывает пол.конфликт. пол.инст-ы,находящиеся в сост-и перерегуляции слабо обеспечивают выполнение своих ф-ций,рост нестабильности
Внешние и внутренние причины появления, ликвидации политических институтов –
Появления:
1. Изменение общественных отношения- в результате возникновения новых практик полит. взаимодействия индивидов- формируются новые правила, нормативизация таких практик ведет созданию нового института, ругулирующего данную сферу общественныз отношений
2. сознательная деятельность людей по упорядочению собственной деятельности(напр, деятельность по созданию в стране многопартийной системы, которая в силу своей новизны не способна опираться на действующие традиции и обычаи общества)
|
|
Гл. Внутренняя причина: - функциональная перегруженность
Внутр. Причины самоликвидации:
1) исчерпание функц. Возможностей
2) противоречие норм разл. Пол. Инст-в
Может прекратить свое существование в рез-те сознательной целенаправленной деятельности людей по его ликвидации
Формы повышения адаптивной способности политических институтов
-их развитие(возрастание способности к структурному разделению и адаптации, что повышает их способность к инновации и выживанию)
-трасформация (процесс существенного изменения, котор. Характ.качественными изменениями системообразующих элементов пол. Инст-а)
-модернизация (процесс «осовременивания»)
Устойчивость и трансформация политических институтов
Устойчивость может обеспечиваться следующими факторами:
1)каждый агент выполняет опр. Функцию, котор. Взаимодействует с функц. Другого
2)взаимозависимостью всех участников институтов обеспечивается и тем, что каждый, работая за себя в тоже время работает на общее благо (не всегда осознанно)
3)легитимацией политического института. Нормы поведения участников института, заведенный порядок вещей признается участниками института и всем обществом
4)независимостью институциональных элементов от его новых учатников
Стремление к устойчивости превалирует над тягой к переменам, т.к. вызывет чувство стабильности, уверенности в будущем, но и имеет негативную сторону: полит. инст-ам присущ консерватизм и поэтому модернизация является особой проблемой
Модернизацию пол.инст-в невозможно проводить точечно ввиду их спаянности: 1)любое изменение прав, обязанностей 1 агента затрагивает права, полномочия другого агента- цепная реакция-дезорганизация полит. инста, что снижает уровень предсказуемости и увеличивает эелмент риска.2)треб. Определнной синхронности, 3)необходимость признания их легитимными всеми участниками инст-а
|
|
Государственные и негосударственные институты в политической системе. Государственные институты – государство и его институты (законодательная власть, правительство, органы правопорядка). Негосударственные – ассоциации и институты гражданского общества, полит. партии, группы давления и т.д.
Государство как основной политический институт. Исторические формы государственности и их характеристика. Отличительные признаки государства как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие. Форма государственного правления и форма государственного устройства. Суверенитет государства, его структура и типы. Разделение властей. Факторы и условия устойчивости и адаптации института государства к современным условиям. Социальное государство. Государственная политика: понятие и основные сферы.
. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.
Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.
Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.
1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.
2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.
3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.
Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:
- суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;
- наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;
- исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;
- монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
- исключительное право государства эмиссии денежных знаков;
- монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;
|
|
- монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;
- монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);
- обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.
ФУНКЦИИ
Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
1. Экономическая (выработка и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование хозяйственной деятельности с помощью налоговой, антимонопольной, кредитной политики; управление государственными предприятиями и организациями).
2. Социальная (разработка и осуществление социальной политики, регулирование социальных отношений; социальная защита нуждающихся в ней граждан; разработка и регулирование системы налогообложения; содействие полной занятости трудоспособного населения; охрана здоровья населения.);
3. Политическая (выработка политического курса, отвечающего интересам общества или его отдельных слоев; обеспечение политической стабильности, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций; подбор и расстановка административных кадров, осуществление властных полномочий).
4. Правовая (охрана основ существующего общественного строя; обеспечение законности и правопорядка; защита прав и свобод граждан, их чести и достоинства, а также их собственности).
5. Культурно-воспитательная (создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, получения образования, профессиональной подготовки, приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры; поддержка культурно-просветительных учреждений, идеологическая деятельность).
|
|
6. Экологическая (охрана и восстановление окружающей среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).
Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.
1. Обеспечение суверенитета, целостности и безопасности государства, его оборона.
2. Защита интересов данного государства на международной арене.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.
4. Участие в международных делах и организациях, в решении глобальных проблем современности.