Республика Беларусь имеет огромную производственную базу, что в сочетании с выгодным геополитическим расположением создает необходимые предпосылки для постоянного эффективного развития внешней торговли.
При рассмотрении вопросов повышения экономической эффективности внешнеторговой деятельности следует исходить из анализа основных факторов, определяющих структуру и уровень затрат как на производство продукции, так и затрат, сопутствующих осуществлению экспортных и импортных операций: транспортные расходы, расходы за хранение и перевалку грузов, страхование и т.д.
Основным направлением повышения экономической эффективности экспортной операции является, конечно, снижение уровня трудо- и материалозатрат при производстве экспортной продукции, т.е. снижение себестоимости продукции. Эта цель может быть достигнута только путём внедрения современных высокопроизводительных энерго- и материалосберегающих технологий, обеспечивающих не только высокую производительность труда, но и качество продукции. Предложение на внешние рынки конкурентоспособной экспортной продукции высокого технического уровня и качества позволяет экспортёру получить более значительную валютную выручку, что в сочетании с низкой себестоимостью продукции обеспечивает высокую экономическую эффективность операции.
|
|
Значимым направлением повышения эффективности внешнеторговых операций является сокращение расходов на транспортировку, перевалку и страхование внешнеторговых грузов. Выбор наиболее рациональных транспортных направлений и средств транспорта, внедрение интермодальных способов транспортировки, сокращение расходов за хранение и перевалку грузов, т.е. широкое использование всех возможностей и методов логистики – все это также приведёт к существенному повышению экономической эффективности внешнеторговых операций и внешней торговли в целом.
Эффективность внешнеторговых операций в большой степени зависит также и от профессиональной подготовки руководящих и оперативных работников внешнеторговых организаций – субъектов ВЭД. Разработка и реализация экономически обоснованной маркетинговой политики, основанной на глубоком знании конъюнктуры мирового рынка конкретного товара, применение оптимальной стратегии и тактики проведения переговоров с торговыми партнёрами и т.д. – эти факторы во многом определяют эффективность внешнеторговой операции.
Должна вестись работа и по снижению рисков внешней торговли – риска времени и расстояния (путем выбора оптимального партнера, исходя из соотношения эффективности сделки и риска приостановки поставки из-за ее задержек), валютного (путем выбора стабильной валюты для расчета, для которой в обеих странах партнеров не существует ограничений на ее покупку или продажу) и законодательного (путем тщательного исследования нормативно-правовой базы страны партнера во избежание незапланированных расходов и санкций со стороны зарубежных государственных органов).
|
|
Необходимо также обращать внимание и на государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Кроме уже существующих защитных мер и информационного обеспечения внешней торговли, следует развивать и следующие направления:
- определение и обоснование страновых приоритетов во внешней торговле для совершенствования договорно-правовой базы межгосударственного торгово-экономического сотрудничества;
- разработка отраслевых, в том числе для ведущих предприятий республики, и региональных программ развития экспорта;
- обеспечение координации оперативного взаимодействия различных секторов экономики по продвижению белорусского экспорта;
- мониторинг производства и экспорта основных видов белорусских товаров и услуг;
- активизация работы свободных экономических зон (СЭЗ), как одного из генераторов экономического роста, и стимулирование создания в СЭЗ экспортно-ориентированных предприятий;
- изучение потенциальных рынков сбыта (основного потребителя, конкурента, конъюнктуры рынка и качества продукции и услуг);
- прогнозирование ситуаций на внешних рынках; изучение и анализ экспортного потенциала республики и динамики ее конкурентных преимуществ, определение отраслевых приоритетов содействия экспорту;
- обеспечение участников ВЭД на постоянной основе иностранной коммерческой информацией: издание периодического бюллетеня иностранной коммерческой информации;
- создание постоянно действующей выставки экспортной продукции и координация выставочной деятельности за рубежом;
- создание системы переподготовки и повышения квалификации внешнеторговых работников и руководителей внешнеторговых структур, концернов, организаций и предприятий современным формам, методам и технологиям международного бизнеса;
- поощрение создания отраслевых и континентально-страновых ассоциаций экспортеров, центров международной торговли.
Таким образом, основными направлениями повышения эффективности внешнеторговой деятельности являются снижения различных видов затрат, как прямых, так и косвенных, накладных; повышение профессиональной компетенции работников; работа по снижению рисков; учет факторов внешней среды и улучшение государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Наиболее эффективным из них, во многом благодаря отсутствию временных лагов между принятием меры и эффектом от ее действия, является снижение затрат. Однако наибольшее внимание стоит обратить на государственное регулирование внешней торговли, поскольку именно оно оказывает наибольшее влияние на ее эффективность, пусть и с некоторой, иногда значительной, задержкой.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите методику оценки эффективности внешнеторговой деятельности предприятия.
2. Какие факторы оказывают влияние на эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия?
3. Что понимать под «экономической эффективностью» и «экономическим эффектом» во внешнеэкономической деятельности предприятия?
4. На какие виды подразделяются показатели эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия?
5. Приведите обобщенные формулы расчёта показателей экономического эффекта и экономической эффективности экспортно-импортных операций.
6. В чем особенности оценки экономической эффективности создания КОИИ.
|
|
7. Охарактеризуйте основные принципы и показатели расчета экономической эффективности экспортно-импортных операций.
8. В чем сущность подходов к оценке эффективности ВЭД?
9. На каких методологических положениях строится расчетный подход к оценке эффективности ВЭД?
10. Какие расходы учитываются при определении эффективности экспортно-импортных операций по потребительским товарам?
11. Что представляет собой экспортный доход; импортный доход?