Тяжелые испытания для Тамбовской епархии, как для всей Русской Православной Церкви, начались после 1917 года. Одним из первых законодательных актов советского правительства был декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый 20 января 1918 года. Он фактически поставил Церковь вне закона. В губернских центрах, в том числе и в Тамбове, исполкомами были созданы отделы (комиссии) по отделению Церкви от государства. Проведение этого декрета в жизнь вызвало сопротивление духовенства и крестьянства. Народ встал на защиту своей веры. Волна крестьянских восстаний прокатилась по губернии. Начались карательные акции.
В 1920-е годы давление на Церковь со стороны государства резко усилилось. Власть объявила все церковные здания народным достоянием и вынуждала верующих арендовать их у государства. Храмы облагались огромными налогами, которые было невозможно выплатить, и за неуплату этих налогов их закрывали. Запрещалось делать какие-либо сборы на содержание церквей, изымались церковные строения, сады и приусадебные участки. Все духовенство было лишено избирательных прав. Кроме того, священнослужителей заставляли выполнять различные налоговые повинности, сдавать сверх нормы зерно, картошку и прочее. За невыполнение установленных норм многих арестовывали и высылали или заключали в концлагеря.
|
|
Разрушение колокольни Казанского монастыря в Тамбове, 1930-е годы |
Кровавый 1937 год стал поворотным в истории Тамбовской епархии. Гонения приобрели массовый характер: расстреливали и ссылали без суда и следствия по решению тройки НКВД не только тех, кто служил в Церкви, но и простых верующих. В 1937 году арестовали последнего Тамбовского архиепископа довоенной поры – Владыку Венедикта (Алентова, † 1937?). К началу войны на территории области не осталось ни одного действующего храма и ни одного служащего священника. Фактически Тамбовская епархия перестала существовать.
Закрыли церкви, но не исчезла вера. Священники, которых не арестовали, скрывались и продолжали нести свое пастырское служение: крестили, отпевали умерших, утешали скорбящих, укрепляли слабых. Когда не осталось и их, сами верующие стали совершать некоторые требы, а в воскресные дни и праздники тайно собирались и молились вместе.