I.A. Richards

Айвор Армстронг Ричардс – крупный мыслитель, характерный представитель буржуазной эстетики первой половины XX века. В его научном наследии – книги, составившие фундамент семантической философии в её неопозитивистском варианте ("Значение значения", 1923 г.), труды, в которых заложены основы так называемой функциональной теории искусства ("Принципы литературной критики", 1924 г.), работы, посвящённые психологии восприятия искусства ("Практическая критика", 1929 г.), сравнительному анализу функций науки и искусства ("Наука и поэзия", 1926 г.), проблемам художественного воображения ("Кольридж о воображении", 1935 г.), а также статьи, посвящённые вопросам лингвистического анализа поэтического текста, психологического толкования метафоры, анализу творчества различных выдающихся философов, писателей и поэтов (среди них Сократ, Гомер, Данте, Кольридж, Шелли, Достоевский, Д.Лоренс, Дж.Уотсон и др.). В конце жизни он сам стал писать интеллектуальные, "метафизические" стихи и пьесы. Его перу принадлежат переводы на английский язык "Илиады" Гомера, "Государства" Платона, "Книги Иова". Он был тонким знатоком и ценителем искусства, прежде всего поэзии, педагогом-новатором и экспериментатором в области обучения пониманию поэзии. Ричарде оставил яркий след в памяти тех, кто слушал его лекции в Кембриджском и Гарвардском университетах, и целую плеяду учеников, последователей и ниспровергателей его системы. Однако этот бесспорно талантливый и блестящий, разносторонний и продуктивный учёный стоял на реакционных классовых, политических и философских позициях,что роковым образом сказалось в его творческом наследии. Современная англо-американская эстетика в основном едина в оценке Ричардса как теоретика. Анализ его работ дает представление об истории развития англо-американской эстетики и объясняет некоторые проблемы, стоящие перед ней сегодня.

Хотя это определение было дано И.А. Ричардсом еще в 1928 году, оно близко к современным немеханистическим, диалогическим тенденциям в рассмотрении языковой (и не только языковой) коммуникации, принимающим во внимание роль собственно человеческого фактора, взаимодействия участников акта коммуникации.

А вот как определил основную модель (формулу) коммуникации известнейший американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Дуайт Лассвелл[2]:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: