Образ русского народа

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор пытается дать полные сведенья о русском народе, о том, как отозвалась в нём реформа 1861 года. Народная жизнь здесь изображена глазами самого народа. Но Некрасов не идеализирует народ, он видит его темноту и невежество: см. главы Сельская Ярмонка, Пьяная ночь:


1) Суеверие и невежество


По пьяным по головушкам
Играет солнце вешнее...
Хмельно, горластно, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы.
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
А есть еще затейницы,
Одеты по-столичному —
И ширится, и дуется
Подол на обручах!
Заступишь — расфуфырятся!
Вольно же, новомодницы,
Вам снасти рыболовные
Под юбками носить!
На баб нарядных глядючи,
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
«Быть голоду! быть голоду!
Дивись, как всходы вымокли,
Что половодье вешнее
Стоит до Петрова!
С тех пор, как бабы начали
Рядиться в ситцы красные, —
Леса не подымаются,
А хлеба хоть не сей!»

— Да чем же ситцы красные
Тут провинились, матушка?
Ума не приложу! —

«А ситцы те французские —
Собачьей кровью крашены!
Ну... поняла теперь?..»



2) Необразованность


Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой люди, люди русские!
Крестьяне православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?
То имена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные!
Вот вам бы их портретики
Повесить в ваших горенках,
Их книги прочитать...



3) деспотизм и насилие в семьях


В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: «Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!»
Другая: — Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал,
Середний зять клубок украл,
Клубок плевок, да дело в том —
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди убьет, убьет!.. —



4) пристрастие к пьянству


Дорога многолюдная
Что позже — безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
Без ругани, как водится,
Словечко не промолвится,
Шальная, непотребная,
Слышней всего она!
У кабаков смятение,
Подводы перепутались,
Испуганные лошади
Без седоков бегут;
Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..



Скептически относится Некрасов и к долготерпению народному, хотя среди массы послушных уже появляются высказывания несогласных с пореформенными порядками:



Добра ты царска грамота,

Да не про нас написана..

Сладка еда крестьянская,
Весь век пила железная
Жует, а есть не ест!
Да брюхо-то не зеркало,
Мы на еду не плачемся...
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,


Далее наши путники попадают в деревню Вахлаки и дивятся тому, что в этой местности помещик дурит точно не произошло отмены крепостного права. В чём дело?

Пример этой деревни демонстрирует, что крестьяне наивны, доверчивы и темны, они верят в возможность договориться с помещиком. В самом решении «помолчать до смерти старика» сохраняется много от прежней приниженности и покорности. Только один человек из села, Агап петров, считает это решение проявление мужицкой глупости и осмеливается сказать последышу правду в глаза:

Цыц! Ничкни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

Это своеобразное «дурачество» вахлаков приводит к смерти Агапа. Как?

Совсем другое мышление у жителей Корёжской местности.

В отличии от вахлаков в поведении крестьян корёжской местности в истории с помещиком Шалашниковым и немцем-управляющим Фогелем проявляется страстная жажда независимости.

История корёжких крестьян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: