Народное единение

В поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Автор показывает мужика во всех его ипостасях: в рабском терпении, в вековых страданиях, в грехах, разгуле и ненасытной жажде воли. Некрасов показал народ, который и в тягостной жизни сохранил свои могучие силы, поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примирившихся со своей долей.

Множество отдельных персонажей сливаются в единый образ народа. Единство проявляется в сцене, где весь народ помогает Ермилу Гирину расплатиться за мельницу:


И чудо сотворилося:
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Ермило парень грамотный,
Да некогда записывать,
Успей пересчитать!
Наклали шляпу полную
Целковиков, лобанчиков,
Прожженной, битой, трепаной
Крестьянской ассигнации.
Ермило брал — не брезговал
И медным пятаком.
Еще бы стал он брезговать,
Когда тут попадалася
Иная гривна медная
Дороже ста рублей!

- Пьяная ночь -


Совсем не обязательно, что народ сливается в целое в едином благородном порыве, роль объединяющего начала может сыграть и жестокое пьянство и избиение человека:


Светает. Снаряжаются
Подводчики. «Эй, Влас Ильич!
Иди сюда, гляди, кто здесь!» —
Сказал Игнатий Прохоров,
Взяв к бревнам приваленную
Дугу. Подходит Влас,
За ним бегом Клим Яковлев,
За Климом — наши странники
(Им дело до всего):
За бревнами, где нищие
Вповалку спали с вечера,
Лежал какой-то смученный,
Избитый человек;
На нем одежа новая,
Да только вся изорвана.
На шее красный шелковый
Платок, рубаха красная,
Жилетка и часы.
Нагнулся Лавин к спящему,
Взглянул и с криком: «Бей его!»
Пнул в зубы каблуком.
Вскочил детина, мутные
Протер глаза, а Влас его
Тем временем в скулу.
Как крыса прищемленная,
Детина пискнул жалобно —
И к лесу! Ноги длинные,
Бежит — земля дрожит!
Четыре парня бросились
В погоню за детиною,
Народ кричал им: «Бей его!»,
Пока в лесу не скрылися
И парни, и беглец.

«Что за мужчина? — старосту
Допытывали странники. —
За что его тузят?»

— Не знаем, так наказано
Нам из села из Тискова,
Что буде где покажется
Егорка Шутов — бить его!
И бьем. Подъедут тисковцы.
Расскажут. Удоволили? —
Спросил старик вернувшихся
С погони молодцов.

«Догнали, удоводили!
Побег к Кузьмо-Демьянскому,
Там, видно, переправиться
За Волгу норовит».

«Чудной народ! бьют сонного.
За что про что не знаючи...»

- Пир – на весь мир -


Готовность в народе к единению для Некрасова оказывается важнее того, ради чего это единение происходи и куда направлемы объединённые силы.

Раскрывая крестьянские образы, автор даёт читателю представление о народной систем ценностей, здесь сложились особые представлении о праведности и о грехе, отличные от традиционных, выработанных христианской культурой.

О двух великих грешниках.

Рассказ о старосте Глебе в главе «Пир на весь мир»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: