ВВЕДЕНИЕ
В 1933 году была предложена радионавигационная система для определения местоположения летательных аппаратов посредством измерения разности расстояний от летательного аппарата до наземных передатчиков. На этих принципах била построена в 1942 роду фазовая разностно-дальномерная система “Декка в Англии”.
В настоящее время разностно-дальномерные систему широко используются в авиации для определения местоположения летательных аппаратов на расстоянии до нескольких тысяч километров от радионавигационных станций.
Разностно-дальномерные системы называются радиотехническими системами дальней навигации (РСДН).
В этих системах навигационным параметром является разность времени распространения сигналов от двух пар наземных передающих станций до летательного аппарата. Определение местоположения летательного аппарата производится по специальным картам с нанесенными на них гиперболами и оцифрованными в микросекундах.
РСДН обладают большой дальностью действия, высокой точностью и надежностью.
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ
Радиотехническая система дальней навигации предназначена для определения местоположения летательного аппарата с помощью сигналов наземных станций радионавигационных систем, а также для коррекции автономных средств навигации.
В состав РСДН входит бортовое и наземное оборудование.
Бортовое оборудование представляет собой приемное устройство, обеспечивающее прием сигналов наземных станций, их обработку и выдачу на индикатор навигационных параметров, по которым определяется местоположения летательного аппарата.
Более подробно бортовое оборудование рассмотрим во 2-м и 3-м вопросе на примере самолетной аппаратуры А-711.
Наземное оборудование представляет собой совокупность неподвижных (опорных) наземных радиопередающих станций, работающих в единой системе и образующих, так называемые, радионавигационные цепи.
Каждая наземная станция представляет собой радиопередающее устройство с антенное ненаправленного действия. Мощность излучения радио передающего устройства достигает до 1 МВТ.
Каждая радионавигационная цепь обеспечивает навигации в определенном районе и состоит на трех-пяти станций. Одна из станций является ведущей (генеральной), остальные — ведомыми (рис. 1)
Для определения местоположения ЛА могут быть выбраны три станции — одна ведущая и две ведомые.
Передающие станции излучают сигнал в строгой временной последовательности, диаграмма которой приведена на рис. 2.
|
где: — время прихода сигнала от ведущей станции (Ц) до соответствующей ведомой (1,2,3,4);
— кодовая задержка запуска соответствующих ведомых станций (1,2,3,4).
Каждая наземная станция на заданной рабочей частоте излучает специальные сигналы в виде пачек высокочастотных радиоимпульсов. Причем, в пачке сигналов ведущей станции содержится 9 высокочастотных импульсов, а в пачках ведомых станций по 8 высокочастотных импульсов. Длительность каждого импульса 120 мкс. Структура пачки импульсов ведущей станции представлена на рис. 3.
|
Структура пачки импульсов ведомых станций имеет аналогичный вид, за исключением того, что содержится не 9, а 8 импульсов.
В пачке сигналов ведущей станции девятый импульс используется для синхронизации (согласования во времени) ведомых станций.
Для автоматизации процесса поиска и опознавания бортовой аппаратурой самолета сигналов ведущей и ведомых станций излучаемые сигналы в каждой пачке кодируются по фазе. Кодирование заключается в фазовой манипуляции высокочастотного заполнения одних радиоимпульсов относительно других. Если высокочастотное заполнение начинается с положительного полупериода, то ему условно присваивается знак (+), если с отрицательного, то знак (-) (рис. 4).
|
Код фазовой манипуляции ведущей станции отличается от кода ведомых станций. Для всех ведомых станций данной радионавигационной цепи код фазовой манипуляции одинаков.
Взаимное расположение пачек импульсов ведущей и 4-х ведомых станций одной цепочки показано на рис. 5.
|
Для обозначения различных радионавигационных цепей в зависимости от периода повторения пачек высокочастотных импульсов приняты индексы, состояние из латинских букв: SS, SH, SL, SV.
Различные радионавигационные цепи имеют различный период повторения печек импульсов от 50 000 до 100 000 мкс.
Благодаря этому возможно стробирование (поиск на определенном участке временной оси) сигналов станций разных цепей и выделение их приемником самолетного оборудования.
Сигналы от передающих станции системы могут приходить как в виде поверхностной, так и в виде пространственной волны.
Так как фаза и амплитуда пространственного сигнала нестабильны во времени, поэтому измерения навигационных параметров производятся в основном по поверхностному сигналу. Из-за наличия пространственного сигнала импульс поверхностного сигнала в значительной степени искажается, однако остается не пораженный участок на передней фронте длительностью от 30 до 40 мкс, поэтому измерение навигационного параметра можно проводить только на этом участке.