Социальная работа

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельнос­ти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соеди­ниться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выра­ботали различные формы поддержки слабых.

Действенность системы социальной защиты населения, эффек­тивность практики социальной работы с различными слоями и груп­пами населения, нуждающимися в социальной помощи и поддер­жке, во многом определяются научной обоснованностью содержа­ния, форм и методов социальной работы, умением организаторов и специалистов этого вида профессиональной деятельности учиты­вать тенденции и закономерности развития процессов социальной сферы, их внутренние и внешние факторы, обусловливающие уст­ремления, интересы и мотивы поведения людей.

Основным признаком, отличающим социальную работу от дру­гих видов деятельности, является ее «социальный» характер. Общество как сложная социальная система может рассматри­ваться с позиций субъектности (самодеятельная общность), деятельностной позиции (коллективное бытие людей), организацион­ных позиций (система устойчивых связей между людьми и соци­альными группами), т.е. предметное поле социальной работы — это область социокультурных взаимодействий, взаимоотношений людей. С учетом аналогичных позиций следует анали­зировать социальную работу.

Трактуя социальность как взаимоотношения и взаимообязанно­сти людей в процессе их совместного бытия, можно заключить, что в системе социальной работы большое место занимает коммуникативная система, построенная на риторических приемах и правилах контактирования людей друг с другом в процессе оказания помощи. От характера взаимодействия между специалистами социальной работы и клиентами зависит специфика данного вида деятельности — в го­родских и сельских условиях, в семье и школе, на производстве и в учреждении и т.д.

Для понимания специфики социальной работы важно осознавать, что люди живут не просто в обществе, а в сообществе. Они постоянно окружены себе подобными и постоян­но находятся в состоянии взаимодействия, порой весьма напря­женного, что порождает обилие самых разнообразных социальных отношений, связей, явлений, которые образуют относительно са­мостоятельный слой новой реальности, столь же значимый и важ­ный для человека, как и любой другой существенный фактор при­роды, экономики, политики, культуры.

В социальной работе рассматриваются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношения­ми и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизнен­ную ситуацию, и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке. В системе социальной работы формируются социальные отношения,т.е. отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отра­жающие их социальное положение, образ и уклад жизни, а в ко­нечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности. Со­циальные отношения — это проявление в социальной деятельно­сти и поведении человека его социальных качеств, их основной стимул — стремление человека удовлетворить свои насущные жиз­ненные потребности.

Социальные отношения рассматривают как определенную ус­тойчивую систему связей (в том числе коммуникативных) индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они преломляются сквозь призму внутреннего состояния человека и выражаются как его личное отношение к окружающей действи­тельности. Вот почему социальные отношения являются объек­тивными факторами, образующими социальные связи, взаимо­действия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Для социальной работы важен учет социальных связей людей в области воспроизводства и индивидуально-личного и коллектив­ного бытия, условий жизни, жизненного пространства, с одной стороны, и особенностей общественных сфер, в которых такие связи реализуются, конкретизируются и воплощаются в деятель­ности людей, в конкретных социокультурных формах, с другой стороны. К социальным связям относятся социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, благотворительность и др. Оптимизация этих связей — одна из задач социальной работы.

Деятельность специалиста социальной работы представляет собой информационную, целенаправлен­ную, адаптивную активность, направленную на разрешение воз­никающих в жизнедеятельности человека проблем. Информацион­ный характер целесообразной активности социального работника ориентирован на оптимизацию отношений клиента с окружающей средой и по существу сводится к управленческому воздействию на содержание и поведение клиента, внешние и внутренние факто­ры, обусловливающие его состояние и поведение. Исходя из этого, деятельность социального работника подразделяется на работу с индиви­дом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более по­дробно ряд субъектов социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понима­нии связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям, прежде всего, необходимо общение, поддержание нормальных соци­ально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское об­служивание и др.), интеграция их в различные сферы социокультур­ной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом об­ширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они харак­теризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической на­правленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Цент­ральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, дея­тельная любовь к людям, умение общаться. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные уме­ния и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи, среди которых особое место занимает знание коммуникативных форм и приемов работы с людьми.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только про­фессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личнос­ти. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессио­нального образования в области социальной работы, то у нас полу­чивших специальную подготовку преподавателей пока немного.

Четвертый субъект социальной работы — это административные структуры социально­го управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания кото­рыми содержания и целей социальной работы зависит в значитель­ной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и му­ниципального управления они формулируют и осуществляют соци­альную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готов­ности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педа­гогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Таким образом, центром социальной работы являются многообразные возникающие в про­цессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимовлия­ния, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы, большую роль среди которых играют коммуникативные аспекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: