Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых.
Действенность системы социальной защиты населения, эффективность практики социальной работы с различными слоями и группами населения, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, во многом определяются научной обоснованностью содержания, форм и методов социальной работы, умением организаторов и специалистов этого вида профессиональной деятельности учитывать тенденции и закономерности развития процессов социальной сферы, их внутренние и внешние факторы, обусловливающие устремления, интересы и мотивы поведения людей.
Основным признаком, отличающим социальную работу от других видов деятельности, является ее «социальный» характер. Общество как сложная социальная система может рассматриваться с позиций субъектности (самодеятельная общность), деятельностной позиции (коллективное бытие людей), организационных позиций (система устойчивых связей между людьми и социальными группами), т.е. предметное поле социальной работы — это область социокультурных взаимодействий, взаимоотношений людей. С учетом аналогичных позиций следует анализировать социальную работу.
|
|
Трактуя социальность как взаимоотношения и взаимообязанности людей в процессе их совместного бытия, можно заключить, что в системе социальной работы большое место занимает коммуникативная система, построенная на риторических приемах и правилах контактирования людей друг с другом в процессе оказания помощи. От характера взаимодействия между специалистами социальной работы и клиентами зависит специфика данного вида деятельности — в городских и сельских условиях, в семье и школе, на производстве и в учреждении и т.д.
Для понимания специфики социальной работы важно осознавать, что люди живут не просто в обществе, а в сообществе. Они постоянно окружены себе подобными и постоянно находятся в состоянии взаимодействия, порой весьма напряженного, что порождает обилие самых разнообразных социальных отношений, связей, явлений, которые образуют относительно самостоятельный слой новой реальности, столь же значимый и важный для человека, как и любой другой существенный фактор природы, экономики, политики, культуры.
В социальной работе рассматриваются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношениями и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизненную ситуацию, и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке. В системе социальной работы формируются социальные отношения,т.е. отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отражающие их социальное положение, образ и уклад жизни, а в конечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности. Социальные отношения — это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств, их основной стимул — стремление человека удовлетворить свои насущные жизненные потребности.
|
|
Социальные отношения рассматривают как определенную устойчивую систему связей (в том числе коммуникативных) индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они преломляются сквозь призму внутреннего состояния человека и выражаются как его личное отношение к окружающей действительности. Вот почему социальные отношения являются объективными факторами, образующими социальные связи, взаимодействия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Для социальной работы важен учет социальных связей людей в области воспроизводства и индивидуально-личного и коллективного бытия, условий жизни, жизненного пространства, с одной стороны, и особенностей общественных сфер, в которых такие связи реализуются, конкретизируются и воплощаются в деятельности людей, в конкретных социокультурных формах, с другой стороны. К социальным связям относятся социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, благотворительность и др. Оптимизация этих связей — одна из задач социальной работы.
Деятельность специалиста социальной работы представляет собой информационную, целенаправленную, адаптивную активность, направленную на разрешение возникающих в жизнедеятельности человека проблем. Информационный характер целесообразной активности социального работника ориентирован на оптимизацию отношений клиента с окружающей средой и по существу сводится к управленческому воздействию на содержание и поведение клиента, внешние и внутренние факторы, обусловливающие его состояние и поведение. Исходя из этого, деятельность социального работника подразделяется на работу с индивидом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более подробно ряд субъектов социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.
Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям, прежде всего, необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом обширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.
|
|
Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они характеризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям, умение общаться. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи, среди которых особое место занимает знание коммуникативных форм и приемов работы с людьми.
Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока немного.
Четвертый субъект социальной работы — это административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависит в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране.
|
|
Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.
Таким образом, центром социальной работы являются многообразные возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимовлияния, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы, большую роль среди которых играют коммуникативные аспекты.