Понятие «менеджмент» является специфическим, это многогранное явление. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследования и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда связан с организацией. Организация в данном случае рассматривается, прежде всего, как некая структура, состоящая из определенного количества людей. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организация могла решать поставленные задачи, требуется скоординированная работа всех ее членов. Это обеспечивается системой управления, одной из основ которой является умение осуществлять коммуникативный процесс.
|
|
Функции менеджмента выполняют специальные, профессионально подготовленные работники, называемые менеджерами. Менеджер — это член организации, решающий управленческие задачи. Сегодня менеджеры выполняют самые многообразные функции. Имеются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с персоналом, менеджеры по работе с ценными бумагами, недвижимостью и т.п. Но каким бы ни был менеджер, его главной задачейявляется получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов, в том числе и коммуникативных.
В рыночной экономике можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего, они определяют направления развития организации, ее стратегические и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресурсов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принадлежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений.
Менеджмент сегодня осознается как особая функция управления. Исходя из этого, современный менеджмент рассматривает организацию не как механическую систему, а, прежде всего, как социальную систему с ее особыми задачами. В менеджменте социальный аспект выступает на одно из первых мест. Исходя из данной особенности, менеджмент решает определенные задачи. К ним, в частности, относится выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимое условие мобилизации коллективных усилий, учет особенностей формальных и неформальных групп. А здесь на одно из первых мест выходит коммуникативный аспект, знания риторических приемов и правил, благодаря которым можно координировать работу организации.
|
|
Менеджеру приходится решать особые проблемы. Прежде всего, к их числу относятся:
- создание системы, то есть наведение порядка из хаоса или создание нового порядка, качественно превосходящего прежний;
- необходимость гармонизации текущих и перспективных задач (требований немедленного и отдаленного будущего).
Говоря о менеджменте как особой функции управления, следует остановиться на основных функциях менеджмента, в основе которых лежат коммуникативные умения, позволяющие их эффективно осуществлять:
- планирования: по своему содержанию означает разработку программы действий на определенный период и путей ее выполнения;
- организации: функция состоит в установлении порядка и условий функционирования организации, в создании предпосылок для выполнения плана. В процессе организации работы персонала и всех подразделений фирмы формируется и обосновывается содержание элементов, выступающих в качестве определенных правил и обязанностей. Управленческий аспект функции организации независимо от масштаба и характера деятельности фирмы выражается в следующих основных направлениях:
1. разработка и совершенствование организационной структуры управления фирмой. Она выступает в виде различных уровней и служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы;
2. организация процесса производства и труда;
3. распределение обязанностей и делегирование полномочий;
4. внутрифирменные коммуникации как система отношений между сотрудниками фирмы;
5. организационные отношения фирмы с элементами внешней среды;
- мотивации – это заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей и общих результатах работы коллектива. Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному труду. Существует два способа воздействия на людей: принуждение и побуждение;
- контроля. Данная функциясвязана с определением хода выполнения установленных (запланированных) параметров, с сопоставлением фактических результатов с плановыми. В ходе осуществления контроля менеджеры обеспечивают стабильность протекания процессов функциональной деятельности и достижения требуемых результатов. Для менеджмента характерно большое количество форм и систем контроля. Каждая из систем базируется на принципе обратной связи, состоящем в сопоставлении полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями;
- координации. Координация предполагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяйственного механизма организации. Это происходит за счет установления рациональных связей (в том числе коммуникаций) между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Именно координация действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаимосвязь всех функций менеджмента. Основу координации составляет обмен информацией. Большую часть своего времени менеджеры тратят на коммуникации. Содержание коммуникационного процесса зависит от координируемых процессов. Особенно широко используются заседания, документы, отчеты, служебные записки, компьютерная и телефонная связь, средства радио- и телевещания. С помощью этих и других форм связи обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации, контроля), а также действий руководителя. Координация синхронизирует не только процесс функционирования организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся условиям и требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда приспособляемость к рыночной конъюнктуре становится одним из основных факторов развития фирмы.
|
|
Таким образом, в работе менеджера особое внимание следует обращать на то, что социальная организация — это объединение людей, созданное для выполнения определенных функций. Основу организации составляет ее коллектив. Так как организация представляет собой целевую управляемую систему, то между членами коллектива должны существовать упорядоченные отношения, которые регламентируются вполне определенной системой норм и правил не только поведения, но и общения.