Менеджмент

Понятие «менеджмент» является специфическим, это многогранное явле­ние. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследова­ния и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внима­ние на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда связан с организацией. Организация в данном случае рас­сматривается, прежде всего, как некая структура, состоящая из опреде­ленного количества людей. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организа­ция могла решать поставленные задачи, требуется скоор­динированная работа всех ее членов. Это обеспечивается системой управления, одной из основ которой является умение осуществлять коммуникативный процесс.

Функции менеджмента выполняют специальные, профессио­нально подготовленные работники, называемые менеджерами. Ме­неджер — это член организации, решающий управленческие задачи. Сегодня менеджеры выполняют самые многообразные функции. Имеются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с персоналом, менеджеры по работе с ценными бумагами, недвижимостью и т.п. Но каким бы ни был ме­неджер, его главной задачейявляется получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов, в том числе и коммуникативных.

В рыночной экономике можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего, они определяют направления развития организации, ее стратеги­ческие и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресур­сов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принад­лежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений.

Менеджмент сегодня осознается как особая функция управления. Исходя из этого, современный менеджмент рассматривает организацию не как механическую систему, а, прежде всего, как социальную систему с ее особыми задачами. В менеджменте социальный аспект выступает на одно из пер­вых мест. Исходя из данной особенности, менеджмент решает определенные задачи. К ним, в частности, относится выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимое условие мобилизации коллективных усилий, учет осо­бенностей формальных и неформальных групп. А здесь на одно из первых мест выходит коммуникативный аспект, знания риторических приемов и правил, благодаря которым можно координировать работу организации.

Менеджеру приходится решать особые проблемы. Прежде всего, к их числу относятся:

- создание системы, то есть наведение порядка из хаоса или создание нового порядка, каче­ственно превосходящего прежний;

- необходимость гармонизации текущих и перспективных задач (требо­ваний немедленного и отдаленного будущего).

Говоря о менеджменте как особой функции управления, следует остановиться на основных функциях менеджмента, в основе которых лежат коммуникативные умения, позволяющие их эффективно осуществлять:

- планирования: по своему содержанию означает разработку программы действий на определенный период и путей ее выполнения;

- организации: функция состоит в установлении порядка и условий функционирования организации, в создании предпосылок для выпол­нения плана. В про­цессе организации работы персонала и всех подразделений фирмы формируется и обосновывается содержание элементов, выступающих в качестве определенных правил и обязанностей. Управленческий аспект функции организации независимо от мас­штаба и характера деятельности фирмы выражается в следующих ос­новных направлениях:

1. разработка и совершенствование организационной структуры управления фирмой. Она выступает в виде различных уровней и служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы;

2. организация процесса производства и труда;

3. распределение обязанностей и делегирование полномочий;

4. внутрифирменные коммуникации как система отношений меж­ду сотрудниками фирмы;

5. организационные отношения фирмы с элементами внешней среды;

- мотивации – это заинте­ресованность работников в выполнении своих обязанностей и общих результатах работы коллектива. Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному тру­ду. Существует два способа воздействия на людей: принуждение и по­буждение;

- контроля. Данная функциясвязана с определением хода вы­полнения установленных (запланированных) параметров, с сопостав­лением фактических результатов с плановыми. В ходе осуществления контроля менеджеры обеспечивают стабильность протекания процес­сов функциональной деятельности и достижения требуемых результа­тов. Для менеджмента характерно большое количество форм и систем контроля. Каждая из систем базируется на принципе обратной связи, состоящем в сопоставлении полученной информации о реальных ре­зультатах с нормативными значениями;

- координации. Координация пред­полагает обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяй­ственного механизма организации. Это происходит за счет установле­ния рациональных связей (в том числе коммуникаций) между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Именно координа­ция действий обеспечивает бесперебойность в работе фирмы и взаи­мосвязь всех функций менеджмента. Основу координации составляет обмен информацией. Большую часть своего времени менеджеры тра­тят на коммуникации. Содержание коммуникационного процесса зависит от координи­руемых процессов. Особенно широко используются заседания, доку­менты, отчеты, служебные записки, компьютерная и телефонная связь, средства радио- и телевещания. С помощью этих и других форм связи обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации, контроля), а также действий руководителя. Координация синхронизирует не только процесс функционирова­ния организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся условиям и требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда при­способляемость к рыночной конъюнктуре становится одним из основ­ных факторов развития фирмы.

Таким образом, в работе менеджера особое внимание следует обращать на то, что социальная организация — это объединение людей, созданное для выполнения опреде­ленных функций. Основу организации составляет ее коллек­тив. Так как организация представляет собой целевую управ­ляемую систему, то между членами коллектива должны существовать упорядоченные отношения, которые регламен­тируются вполне определенной системой норм и правил не только поведения, но и общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: