РАЗВИТИЕ ТЕРАПИИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для
студентов 3 курса лечебного факультета высших медицинских учебных заведений
Гомель 2010
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол №_______
от «___»____________2010 года
для внутрикафедрального пользования
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ТЕРАПИИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.
|
|
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода.
Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить историю развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).
2. Ознакомиться с работами крупнейших зарубежных и отечественных учёных в области физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― источники изучения медицины периода Нового времени;
― особенности развития физиологии данного периода;
― развитие внутренней медицины эпохи Нового времени;
Студент должен уметь:
― работать с письменными историческими источниками (трудами ученых данного периода).
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени;
― анализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени.
|
|
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.
а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);
б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).
в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);
г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);
д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).
2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Характеристика эпохи Нового времени.
2. Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.
3. Клиническое направление в медицине: внедрение новых методов диагностики (термометрия, аускультация, перкуссия).
4. Научная и практическая деятельность С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова.
5. Клинические школы Г.А. Захарьина и С.П. Боткина: направления исследований, достижения.