Конкретные цели:
Проводить объективное исследование кожи, подкожной основы с учетом особенностей методики обследования у детей.
• Интерпретировать полученные данные исследования с учетом анатомо-физиологических особенностей организма ребенка.
• Проводить синдромальну диагностику детей с патологией кожи и подкожной клетчатки.
Тема 2. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования, семиотика поражения кожи, подкожной основы у детей.
Тема практического занятия: Методика исследования кожи и подкожной клетчатки у детей. Семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки.
Место: учебная комната в соматическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов:
Кожа – сложный и важный орган, который играет значительную роль в жизни и здоровьи ребенка. Она имеет тесную физиологическую связь с деятельностью отдельных органов и организма в целом. Вследствие этого кожа является своеобразным экраном, который отображает патологические изменения в организме. Тщательное обследование и адекватная оценка состояния кожи имеет большое значение при установлении диагноза заболевания у ребенка.
|
|
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология | Анатомическое строение кожи и ее придатков. Физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки: 1.основные функции кожи, особенности резорбционной, защитной функции и др. 2.Кровоснабжение кожи и подкожной клетчатки 3.Физиология потовых и сальных желез Гистологические особенности л/у, кожи и ПЖК в разные возрастные периоды детства и в разных участках тела ребенка. Основные механизмы развития морфологических элементов кожи (первичных и вторичных). |
План проведения занятия.
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) |
1. | Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих. | |
2. | Входной тестовый контроль знаний | |
3. | Демонстрация методики клинического обследования кожи, ПЖК у детей. | |
4. | Распределение больных для СРС. | |
5. | Самостоятельная работа с больными. | |
6. | Обход и разбор больных | |
7. | Оформление протоколов по результатам курирования больных. | |
8. | Решение клинических ситуационных задач. | |
9. | Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача к самостоятельной подготовке к следующему занятию. | |
ВМЕСТЕ: | 120 |
Перечень теоретических вопросов:
• Анатомо-физиологические особенности кожи, ПЖК у детей разного возраста и их клиническое значение.
|
|
• Методика клинического обследования больного с патологией кожи, ПЖК:
а) опрашивание;
б) особенности осмотра:
• окраска;
• наличие первичных и вторичных элементов высыпания, их вид, размер, локализация и т.п.;
• развитие поверхностных сосудов;
• осмотр видимых слизистых;
• равномерность распределения ПЖК;
• отеки;
в) особенности пальпации:
• эластичность;
• тургор тканей;
• температура;
• болевая чувствительность;
• сухость или влажность;
• оценка пупочного остатка (у новорожденных);
• толщина кожной складки;
• оценка состояния капилляров;
• отечность;
• оценка сыпи (над-; на уровне кожи; стойкие или исчезают при нажатии);
• группы л/у (размер, количество, болезненость, консистенция, движимость, утомляемость с окружающими тканями).
3) Семиотика поражений кожи, ПЖК:
а) первичные морфологические элементы (воспалительного, невоспалительного характера,
полостные, безполостные);
б) вторичные морфологические элементы;
в) поражение со стороны приложений кожи (волосы, ногти);
г) гипотрофия, паратрофия;
д) отеки, пастозность;
е) склерема, склередема;.
Методика проведения практического занятия:
• Студенты отвечают письменно на тесты входного контроля базовых знаний. Потом распределяются для выполнения самостоятельной работы.
• Студенты в палатах отделения проводят методику клинического обследования больного с патологией кожи, ПЖК.
• В дальнейшем проводится разбор больных возле кровати или в учебной комнате.
Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния кожи, ПЖК. Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.
• Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач и практических навыков.
• Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу к самостоятельной подготовке к следующему занятию.