§ 1. Средина описания заключает в себе все, что хочет сказать сочиняющий. Она составляет вторую часть по расположению и сама может делиться на многие части.
Примеч. Если средина составляет одну или только две части, а конец – третью или четвертую, то сие начальное практическое упражнение будет равняться
3-м или 4-м периодам и для начинающих очень приятно и полезно. Ибо они с удовольствием видят целое творение, принимают в нем участие, начинают соображать начало с концом, начинают чувствовать занимательность труда, охоту к словесности и неприметно раскрывают свои чувствования и мысли.
§ 2. Если средина делится на многие части, то мысли, картины и все распространение описаний почерпается в источниках изобретения и почти таким образом:
§ 3. [I] Когда предмет представляется действующим (напр.: герой, благотворение, надежда), то вычисляются его действия одно за другим, постепенно и отдельно. – Или, если предмет остается бездейственным (напр.: озеро, холм, кладбище), то описываются перемены с ним в разное время: днем, ночью, утром, вечером, летом, зимою (см. ист. изобр. [XVII] Действие и страдание, разд. V, § 9).
|
|
§ 4. [II] Если предмет физический и составляет целое (напр.: город, сад, деревня), то вычисляются его части, или картины с разных сторон, в разное время. – Или, если предмет нравственный и со-
ставляет род (напр.: добродетель, порок), то описываются разные виды его (напр.: скромность, сострадание, благотворение – роскошь, праздность и пр.; см. ист. изобр. [XIX–XXI], разд. VI, §§ 1–3).
§ 5. [III] Если предмет живо напоминает о подобии (напр.: ручей – о времени; весна – о юности; времена года или дня – о возрастах человека; водопад – о шумной славе; фиалка – о скромности); или, если предмет дает понятие о противном (напр.: буря – о тишине; грозный завоеватель – об истинном герое), то подобия или противные могут быть сравниваемы в каждом действии, в каждой отдельной части, или прежде описываются подобия, также и противные, а потом заключают уподобляемым, или главным противного предметом.
§ 6. [IV] Если предмет описания будет памятник герою, скала Фермопильская, то воспоминают о подвигах героев – пирамиды могут быть свидетелями разных событий. – Если предмет напоминает прошедшее (напр.: развалины города, замка), то воображение оживляет обломки и видит цветущее состояние; или если предмет напоминает близкое сердцу (напр.: Родину, знакомый ручей, сад, реку), то возобновляются чувствования, коими некогда наслаждались и пр.
§ 7. Располагая сии разные картины, мысли и чувствования в средине описаний, соблюдайте четыре главные правила:
Первое правило. Располагайте части по мере увеличивающегося интереса, начинайте слабейшим и оканчивайте самым занимательным. [Чувствования и начала вкуса раскрываются в действе: каждый начинающий по собственному чувству может различать степени интереса. ] Что больше вам нравится, то должно быть после.
|
|
Второе правило. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собою отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою. [ Это содействует ясности. ]
Третье правило. Не повторяйте одного и того же, хотя бы то было другими словами, другими выражениями: одно и то же скучно.
Четвертое правило. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность. Словом, думайте не о том, чтоб написать больше, но о том, чтоб расположить яснее и лучше.
§ 8. Конец описаний может быть различен, но главнейших способов заключать описания три.
Первый способ. Обращаться к предмету, прибавляя собственные чувствования, прекрасные желания.
§ 9. Второй способ. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивать уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением.
§ 10. Третий способ. Оканчивать описания нравственною занимательною мыслию или высокою и разительной истиной.
XVI.