Пример. – Расположения описаний

Предлагая в пример описаний к надежде – утренний цветок, одного из первых писателей в наше время В. А. Жуковского, прошу особенно заметить, что сей опыт писан им в виде классного упражнения в детстве (в 1799–1800 годах, см. Утреннюю зарю, книжка 1). Рассмотрим его расположение.

§ 1. Молодой писатель прямо обращается к Надежде с живым чувством. Вот его начало:

„Надежда, кроткая посланница небес! Тебя хочу я воспеть в восторге души моей. Услышь меня, подруга радости! и ангельская улыбка твоя да будет мне наградою“.

§ 2. Средину начинает общею мыслию (родом): в Надежде все находят отраду (1-я часть). Потом общее понятие все люди разделяет на виды, на звания и состояния людей, одушевляет Надежду и заставляет действовать на царя (2-я часть), на героя (3-я часть), на земледельца (4-я часть), на мореходца (5-я часть). Сии пять картин следуют в постепенном порядке одна за другою. Вот они:

„Тобою – все живут и дышат, о Божественная! От венценосца до пастуха, от первого счастливца до последнего бедняка, отверженного миром – в тебе находят все отраду и услаждение.

Без тебя царь несчастен на троне своем и уныл среди пышности, среди блеску, его окружающего, среди хвалебных в честь ему восклицаний.

Без тебя герой хладеет и лишается бодрости своей. Ты одушевляешь его, летящего на поле брани, и среди окровавленных трупов, среди дымящихся развалин, среди куч пепельных ты показываешь ему растущие победные лавры.

Ты водишь плугом земледельца, в поте лица возделывающего поле свое, и поддерживаешь ослабевающую руку его, предвещая ему щедрую награду за труды.

Ты управляешь кораблем мореходца, плывущего по зыбким хребтам непостоянной и грозной стихии в страны отдаленные, и веселишь сердце его, возвещая ему близкий предел его странствия, а там – несметные ожидающие его сокровища“.

§ 3. В следующих частях усиливается интерес постепенно: Надежда радует нежную мать (6-я часть), утешает нищего (7-я часть); наконец, (в 8-й части) интерес достигает высшей степени: Надежда провождает узника за пределы гроба. Вот слова его:

„Ты радуешь нежную мать, неусыпно пекущуюся о детях своих. Ты говоришь ей, что они будут некогда украшением ее, подпорою, и извлекаешь из очей ее слезы восторга.

Ты утешаешь нищего, оставленного человечеством и издыхающего на голом камне. Ты снимаешь благодетельною рукою покров с томных очей его и показываешь ему в отдалении будущее – он взирает и видит могилу, конец своих страданий, за нею – Бога, вечную радость, видит – и вооружается твердостию.

Ты озаряешь лучами отрады темницу узника, обремененного оковами и не обретающего сожаления в сердцах братий своих. Ты рождаешь бодрость в унывающей душе его и льешь целительный бальзам в раны его сердца. Ты сопутствуешь ему до последней минуты горестного бытия, и провождаешь его даже за пределы гроба“.

§ 4. Конец сего описания составлен первым способом, то есть молодой писатель обращается к Надежде, главному предмету, с прекрасным его желанием:

„О Надежда, усладительница наших горестей, сопутствуй мне на мрачном пути сея жизни; сопутствуй до того времени, когда ангел смерти, отворив таинственные врата вечности, примет меня из объятий твоих и на крыльях бессмертия понесет в лучший, блаженный мир“.

(Правильность расположения и ясность мыслей удивительны! Такая заря в юном певце надежды подавала прекрасную надежду увидеть в нем одного из классических писателей – и ожидание исполнилось.)

§ 5. Вот вам несколько расположений для практики! Фиалка. Начало: В саду росла фиалка. Средина: (1-я часть) Весенний дождь питал ее корни; (2-я часть) Лучи солнца грели стебелек; (3-я часть) Вечером и утром роса освежала листочки; (4-я часть) Фиалка расцвела и, в знак благодарности, разливала приятнейший запах – дань Небу. Конец: Неужели юноша, осыпанный благодеяниями, останется неблагодарным?

§ 6. Ручей. Начало: В цветущей долине протекает ручей. Средина: (1-я часть) Он изображает течение времени и жизни; (2-я часть) Его струи текут и никогда не возвращаются – часы и дни также не возвратны; (3-я часть) Цветы и терны уносятся ручьем – радости и печали временем; (4-я часть) Струи ручья стремятся в океан – дни и годы текут в вечность. Конец: О ручей, орошай долину: счастлив тот, чья жизнь, подобно струям твоим, может быть полезна.

§ 7. Водопад. Начало: При заре вечерней льется водопад. Средина: (1-я часть) Вся природа покоится, а он шумит и сверкает; (2-я часть) Робкий олень от шума его убегает в густоту леса; (3-я часть) Голодный волк, слыша рев его, воет; (4-я часть) Запоздалый путник чувствует трепет и спешит удалиться. Конец: О водопад, образ шумной славы! ты удивляешь и страшишь всех, но не слышишь мирных благословений.

§ 8. Дружба. Начало: О дружба, дар небесный! услышь песнь мою. Средина: (1-я часть) Счастлив тот, кому ты сопутствуешь в жизни; (2-я часть) В минуты радости ты возвышаешь их цену; (3-я часть) В минуты печали ты услаждаешь горесть; (4-я часть) В час бедствий, ты, как Провидение, спасаешь нас; (5-я часть) В минуты вечной разлуки, ты провождаешь нас в мир лучший. Конец: О дружба! будь спутником моей жизни.

§ 9. Уединение. Начало: Приветствую тебя, уединение! Средина: (1-я часть) В твоей обители царствует тишина и покой; (2-я часть) В твоем убежище задумчивость бродит по берегам потоков; (3-я часть) В твоем безмолвии любовь и дружба беседуют о таинствах сердца; (4-я часть) Под сению дерев твоих вдохновение встречается с гением и улетает в область очарований. Конец: К тебе, уединение, стремлюсь я, прими меня под дружественную тень свою.

§ 10. Лилия в пустыне. Начало: В долине, окруженной горами и лесом, росла лилия. Средина: (1-я часть) Она цвела во всей красе, и никто не зрел красы ее; (2-я часть) Она наполняла пустыню запахом, и никто не наслаждался им; (3-я часть) Подули ветры и разнесли листы ее; (4-я часть) Путник видит остатки лилии и говорит: „бедная лилия, к чему ты цвела?“. Конец: Не так ли вянет талант, сокрытый в неизвестности?

Вот еще несколько предметов! Сами составьте расположения и описания: Родина. – Хижина. – Сад. – Дуб. – Роза. – Цветы. – День. – Утро. – Полдень. – Вечер. – Ночь. – Весна. – Лето. – Осень. – Зима. – Сострадание. – Благотворение. – Слава. – Мир. – Кладбище. И пр. и пр.

XVII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: