Фигуры мыслей, пленяющие сердце

§ 1. Сообщение (сommunicatio) – доверенность к слушателям, когда ссылаемся на совесть их. Она показывает добродушие, со-
вершенную уверенность в истине и тем самым пленяет сердце. Примеры:

1) у ораторов: Цицерон: Я ссылаюсь на вас самих, на вашу совесть: будьте искренни и скажите, не желали ль бы вы сами прощения в том неумышленном проступке, которого другому теперь простить не хотите;

2) у поэтов: Ну видывал ли ты (Лисица – Сурку), я на тебя сошлюся, Чтоб этому была причастна я греху? Подумай! вспомни хорошенько... (Крыл.).

§ 2. Сомнение (dubitatio), приятное недоумение, трагическое борение страстей, показывает неизвестность, чему следовать, на что решиться. Всякому приятно поверять собственное сердце в чувствах другого. Примеры:

1) у ораторов: Что возглаголем? Что сотворим, о Российстие сынове?! Возблагодарим ли Вышнему Царю Царей за таковое о любезном Государе нашем и о нас благоволение? И мы благодарим всеусерднейше. – Возслем ли к Нему моления, да доброте сей подаст силу? И мы молим Его всею верою нашею. – Принесем ли что-либо в дар Господу? И Он благих наших не требует. И пр. (Плат.);

2) у поэтов:

Самозванец – к бессильной страже (Сумароков):

Не может быть ничто жесточе сей судьбины!

Пойдем!.. повергнем!.. стой! будь здесь! беги!..

§ 3. Умедление (sustentatio) – когда мысли и слова клонятся в одну сторону, а действие неожиданно переходит в другую. Сия неожиданность приятна сердцу. Примеры:

1) у ораторов: Уже гордый начальник Измаила думал, что он видит смятение нашего героя, что Суворов ожидает ночи для сокрытия неминуемого бегства. Ночь прошла – и Суворов в Измаиле. 20 тысяч оттоманов легло в окопах (Кар.);

2) у поэтов:

Не нужно мне твоих шатров;

Ни скучных песен, ни пиров,

Не стану есть, не буду слушать –

Умру среди твоих садов...

Подумала – и стала кушать... (Пушк.).

§ 4. Обращение (apostrophe) – живое чувство, говорящее к отсутствующему, бездушному и даже отвлеченному предмету. Оно предполагает во всем жизнь и трогает душу. Сия фигура способна для начала описаний и чрезвычайно употребительна. Примеры:

1) у прозаиков: Прелестная мечта всемирного согласия и братства, столь милого душам нежным! Для чего ты была всегда мечтою?.. (Кар.);

2) у ораторов: Дух Петра Великого, ты утешился! Отныне слияние Прута с Дунаем будет радостным памятником для россиян (Кар.);

3) у поэтов: Приди грустить со мною, луна, печальных друг! (Капнист).

§ 5. Прехождение (praeteritio) – показывая вид, будто желает умолчать, вычисляет все, и чем неприметнее, тем добродушнее, тем сильнее увлекает сердце и даже убеждает разум. Употребляется также при вычислении многих доказательств или свидетельств, ибо говорит в полтона, мимоходом. Напр.:

Осмотримся – вещает Гедеон – сколь много мы в наших достоинствах и в нашем изобилии воспользовали Церковь Божию, или общество... Я бы охотно умолчал о сем, слушатели! Я бы и сам рад прикрыть такой стыд наш – но бедные просители, никакого удовольствия от властей не получающие, но нищие, ни малейшего милосердия от богатых не видящие, но народ, во тьме невежества блуждающий, не может умолчать того. Те говорят: что нам прибыли во властях, когда они слез наших не отирают, воздыханий не слушают, прошений не приемлют? – (Сильно и трогательно!)

§ 6. Удержание (aposiopesis) нечаянно прерывает речь, не докончив мысли или чувства. Сходна с умолчанием: та недоговаривает одного слова, а удержание – целой мысли. Примеры:

1) у прозаиков: Народ любит и славит меня, чиновники имеют ко мне доверенность, враги и завистники... но я презираю их (Кар.). [ Может быть, хотел сказать: не могут, или не дерзают вредить мне. ];

2) у поэтов: Что ты задумалась (говорит Чиж Зяблице), давай-ка день хвалить. Смотри, как солнышко... но солнце вдруг сокрылось (Дмитр.).

§ 7. Заклинание (execratio) – призвание всех бедствий 1) на главу ненавистную или 2) на свою собственную за нарушение клятвы. Сия фигура свойственна трагикам и эпикам. Примеры: Эдип заклинает Полиника:

1) Как без пристанища скитался в жизни я,

По смерти будет так скитаться тень твоя;

Без гроба будешь ты, земля тебя не примет;

От недр отвергнет труп и смрад его обымет,

И призовет зверей, птиц хищных из лесов,

И домы подданных твоих стрегущих псов (Озер.);

2) Фингал дает клятву: „То накажи меня:

Чтобы руки моей исчезла дивна сила.

И твердость, мужество Фингаловой души,

Как былие долин, во цвете иссуши –

Чтоб в песнях бардов я в потомстве не гремел,

В дому отцов моих чтоб щит мой не висел. И пр.(Озер.).

§ 8. Желание (votum) – прошение, требование всех благ, или чего-либо чрезвычайного для себя или для существа милого сердцу. Противоположна заклинанию так, как благословение – проклятию. Употребляется в заключениях описаний и речей. Примеры:

1) у ораторов: Услыши, о Петр! наши тебе провозглашения! (обращение). Или паче Ты (поправление), Господи Боже духов и всякия плоти! Упокой в
недрах твоих любезную нам Петрову душу (желание), и в радости вечной и се-
го торжества (победы под Чесмою) удовольствие чувствовать ей благоволи
(Плат.);

2) у поэтов:

Приди, о дочь моя! Приди мое рожденье!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: