Словесность у греков и римлян

§ 9. Судьба словесности неразлучна с судьбою народа. Она возвышается с могуществом его и благоденствием и падает с его падением. Везде поэзия предшествует красноречию прозы, везде образцы являются прежде правил.

§ 10. Нет нужды искать колыбели красноречия на Востоке у ас-
сириян, египтян и финикиян.
Без сомнения, древнейшие памятники словесности, нам известной, – поэзия еврейская. Но Грецию можно почесть местом рождения красноречия. Греки за 100 лет до войны Троянской пели гимны божествам своим и со времен героических употребляли красноречие в советах политических и военных.

Греция ничего не имеет древнее гимнов Орфеевых, может быть, принесенных им из Фракии, и поэм, ему приписываемых. За 80 лет до войны Троянской Орфей – так гласит предание – участвовал в плавании аргонавтов за золотым руном в Колхиду и описал сие плавание в исторической поэме. – За 1000 лет до Р. Х. во время осады Трои герои Гомеровы говорят речи в советах и сражениях. Нет сомнения, что сии речи вымышлены Гомером, но они показывают существовавший тогда обычай употреблять красноречие.

§ 11. По разрушении Трои Греция приняла новый вид и устремилась к образованию. За 400 лет до Р. Х. Эмпедокл первый учил
изустно правилам красноречия. Ученики его Коракс и Тисий распространили сие учение письменно. Но гораздо прежде их Греция имела ораторов: Перикла, Солона, Фаларида, Езопа, Фемистокла, Алкивиада, Клеона, Крития, Ферамена и других, коих речи подали повод Эмпедоклу к составлению некоторых правил.

Сии великие ораторы не знали правил и никогда не учились в школе. Но навык и необходимость говорить, часто перед народом, и пламенное стремление ко всему великому и высокому давали силу их красноречию, коего превосходные черты сохранены для нас Фукидидом.

§ 12. Знаменитый наставник Александра философ Аристотель, положивший начало всем наукам, особенно философским, основал и утвердил науку словесности, составив правила пиитики и реторики, которыми и доныне пользуется потомство.

Пиитика Аристотеля дошла до нас не вся, а только часть ее. – Реторика его состоит в трех книгах: первая рассуждает о свойстве и разделении реторики; вторая – о нравах и страстях; третья – о сочинении и наружных видах речи. За ним следовали: Горгий, учитель Исократа, Антифон, Феофраст, Молон и другие, но их реторики не дошли до нас. В позднейшее время софисты овладели теориею и практикою красноречия.

§ 13. Красноречие в Греции разделяется на три важнейшие периода. Первый начинается с героических времен и продолжается до смерти Перикла; второй – от Перикла до Александра; третий – от Александра до утраты свободы.

В первом периоде не было еще правил, но были образцы и сильные побуждения к красноречию; во втором и образцы и правила доведены до высшей степени совершенства; в третьем красноречие склонилось к упадку от утончений софистических и утраты вкуса. – В Греции особенно процветало красноречие политическое.

§ 14. Рим воинственный и суровый долго не хотел любить ничего изящного, равнодушно слушал гимны жрецов салийских при Нуме и думал только о победах и завоеваниях. Tu regere imperio populos Romane memento. Virg. [65]

§ 15. Продолжительный период от основания Рима до конца первой Пунической войны был бесплоден в отношении к словесности. Тогда римляне все искусства – кроме войны, земледелия и законодательства – считали созданными для рабов (аrtes serviles[66]).

По изгнании Тарквиния Гордого законоведец Папирий трудился над составлением законов. Вскоре отправлено посольство в Афины, коего следствием были законы 12 таблиц. События отечества хранились в книгах жрецов: они были писаны стихами и петы в дни празденств. Первый римлянин, писавший прозою летописи Рима, был Фабий Пиктор.

§ 16. Римляне, почти против воли, учились у греков. Первый грамматик у них был грек Кратес, родом из Маллоса. Потом Люций Плоций прославился по сей части и первый на латинском языке учил реторике; за ним следовали: Галл, Отацилий Пилит и др. В позднейшее время Квинтилиан в превосходном „Наставлении ораторам“ (de Institutione oratoria, где, впрочем, многое взял из Аристотеля) поддерживал падающее красноречие римлян.

Творение Квинтилиана считается превосходнейшей реторикою древних; оно в 12 книгах. Квинтилиан образует совершенного оратора, берет его из колыбели и ведет до могилы. Реторика его отличается от всех прочих искусством слога и вкусом.

§ 17. В начале римляне так предубеждены были против красно-
речия, что в 593 году от основания Рима[67] изгнали всех учителей
сего искусства определением сената, которое подтверждено снова
(в 663 году[68]). Виной сего предрассудка было превратное понятие о красноречии и злоупотреблении софистов, но скоро оно сделалось занятием отпущенников (ars libertorum, liberalis[69]) и после 2-й Пунической войны разлилось по всем состояниям народа.

К сему содействовали: 1) частые сношения их с побежденными этрусками, жителями великой Греции и Сицилии, кои были образованнее римлян; 2) долгое пребывание в Риме в виде послов трех греческих философов – Карнеада, Диогена и Критолая, кои, вопреки усилию Катона, не позволявшего им жить долго в Риме, пробудили охоту к красноречию; и, наконец, 3) чтение греческих ораторов и слушание их в Афинах.

§ 18. Вечер их республики и утро монархии были самым цветущим веком словесности. – В Риме особенно процветало красноречие судебное. Словесность римская разделяется на 4 века: а) Золотой начинается со второй Пунической войны и кончится смертию Августа; б) Серебряный простирается от Августа до Траяна; в) Медный – от Траяна до разрушения Рима готфами; г) Железный – от разрушения Рима до восстановления наук в Европе. – Достоинством металла ценится достоинство словесности!

Римляне всегда были подражателями греков, но они подражали не рабски – везде виден их собственный гений. Словесность римская при Августе достигла такого совершенства, что по все справедливости занимает первое место после греческой.

III.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: