Ораторы у древних, новых и в России

§ 280. Все греческие ораторы делятся на три периода: I. Ораторы до Перикла и в его время. II. От Перикла до Демосфена. III. Третий период составляют Демосфен и его современники. К ним можно причислить IV период: ораторы позднейших времен и особенно
христианские.

§ 281. Ораторы до Перикла и в его времена известны только по именам и некоторым отрывкам, сохраненным историками. Они суть: Перикл, Солон, Фаларид, Езоп, Фемистокл, Алкивиад, Клеон, Критий, Ферамен и др.

Перикл говорил речь в честь падшим на Марафонском поле, и до нас дошли отрывки оной.

§ 282. Ораторы от Перикла до Демосфена: 1) Горгий, сицилианец, родом из Леонтиума, жил в Афинах около 70 Олимпиады.
2) Антифон, жил с 75 до 92 Олимпиады; 3) Лисий, афинянин, жил с 80 до 100 Олимпиады; 4) Исократ, ученик Горгия, с 94 до 110 Олимпиады; 5) Исей, ученик Лисия и Исократа и учитель Демосфена, жил во времена Филиппа:

1) Горгий возбудил афинян к войне с персами и говорил речь в честь падшим при Саламине. От него дошли до нас две речи: „Похвала Елене“ и „Оправдание Паламеда“. Цицерон уважает в нем дар красноречия; 2) Антифон славен как оратор и профессор. После Эмпедокла он первый написал Реторику и сочинил много речей, до нас дошло 15; 3) Лисий, сын оратора Кефала и учителя реторики, оставил более 200 речей, но до нас дошли только 4. Цицерон считает его идеалом оратора (Brutus, с. 17); 4) Исократ составляет эпоху в прелестном красноречии греков. Он, как профессор, первый дал чувствовать плавность, благозвучие и красоту периодов. Мы имеем 21 из его речей, блистающих гармоническим соединением периодов; 5) Исей превзошел Лисия достоинством и возвышением мыслей и от Исократа занял красоту слога, которые сообщил ученику своему Демосфену. От него дошло до нас 10 речей.

§ 283. Третий период составляют три оратора: 6) Демосфен, знаменитейший из всех ораторов, жил до 104 Олимп; 7) Эсхин, современник и соперник Демосфена и 8) Ликург, не законодатель Спарты, но оратор афинский, современник двух первых. Позднейшие ораторы: 9) Дион Хризостом, вифинец, жил в конце 1-го и в начале 2-го века; 10) Элий Аристид, из Вифинии, жил в Смирне во II веке;
11) Фемистий, пафлагонец, оратор и софист IV века; 12) Либаний, антиохиец, жил в VI веке и мн. др.:

6) Демосфен превосходил всех силою и высокостию мыслей, жаром чувств, убедительностию и разительным произношением. Под его именем дошли 61 полная речь и 70 приступов, вероятно, не им писанные; 7) Эсхин, учился у
Исократа и Платона, спорил с Демосфеном о венке (см. выше § 271), но не мог равняться с ним силою и выразительностию. Квинтилиан считает его в числе первых ораторов; до нас дошли 3 его превосходные речи; 8) Ликург, учился также у Платона и Исократа и писал много речей. Во время Плутарха извест-
ны были 15 его речей, но до нас дошла одна, против Леократа, оставившего Отечество после битвы Херонейской. Ликург отличается строгостью и любовью к Отечеству, без требований на красноречие; 9) Дион был софист, потом стоик; он оставил 80 речей или декламаций; в них виден ораторский дар по способу выражения темы; 10) Элий счастливо подражал древним ораторам, но в нем заметно принуждение. От него дошли до нас 53 речи, Рассуждение о слоге и несколько писем; 11) Фемистий преподавал реторику и приобрел великую славу в Константинополе. Он следовал Аристотелю и мы имеем 23 его речи, в коих есть ясность, хорошее расположение и обилие в сочинении; 12) Либаний отличался красноречием и писал реторику. В его речах и декламациях заметно желание блистать аттицизмом и принуждение.

§ 284. Первые христианские ораторы были святые апостолы и особенно, св. апостол Павел: 1) Ученики их отличились простотою, силою и высокостию мыслей, не искав земных украшений. Красноречивейшие из пастырей и учителей церкви: 2) св. Иустин; 3) Климент Александрийский; 4) Ориген; 5) Василий Великий; 6) Григорий Богослов; 7) Иоанн Златоуст и мн. др.:

1) О св. апостоле Павле Златоуст говорит, что он более обращал к истинной вере даром слова, нежели силою чудес. Знаменитый Лонгин почитает св. апостола Павла в числе величайших ораторов Греции; 2) Св. Иустин посрамлял философов своего времени их же правилами и, довольствуясь истиною, отвергал украшение слога; 3) Климент обширностию знаний и цветущим слогом привлекал множество учеников в Александрийские школы, где имя его осталось навеки бессмертным; 4) Ориген в 18 лет занял место Климента в александрийских школах и блистал силою и высокостию мыслей, живостию убеждений, достоинством и благородностию слога; 5) Василий Великий постигал всю святость Евангелия и глубину сердца человеческого, умел соединять кротость со строгостию. По высокости и силе духа его творений, по движениям ораторским и стремительному слогу софисты называли его христианским Платоном и Демосфеном; 6) Григорий Богослов, друг Василия, к строгости и силе его красноречия умел присоединить изящество своего века. Блистательный в мыслях, обильный в выражениях, изящный в оборотах и утонченный в размышлениях и доказательствах, он уступал только в красноречии одному Иоанну Златоусту;
7) Иоанн Златоуст в высшей степени соединял таланты все таланты оратора. Какая простота и высокость мыслей! Какое изящество и красота выражений! Какая сила и стремительность слога! Он имел качества Демосфена и Цицерона и притом был сам собою: присвояя себе различные достоинства знаменитейших ораторов, он составлял из них свое собственное, неподражаемое достоинство.

§ 285. Римские ораторы, известные по именам и по хвалам: Гракхи, Котта, Сульпиций, Антоний, Гортензий, Брут, Мессала. Три оратора, коих сочинения дошли до нас: 1) Марк Туллий Цицерон, знаменитейший римский оратор, родом из Арпинума, убит в 711 году от основания Рима; 2) Марк Фабий Квинтилиан, испанец из Калагорры, жил в конце I века; 3) Плиний Младший, ученик Квинтилиана, жил в конце I и в начале II века. Панегиристы медного века;
4) Клавдий Мамертин, Евмений, Пакат Дрепаний и пр.:

1) Цицерон родился в Арпинуме, учился у поэта Архия, слушал преподавания Аполлония Молона и отправился в Афины. По возвращении в Рим избран
квестором в Сицилию, потом консулом. Тут он разрушил заговор Каталины. Будучи осужден происками трибуна Клодия, добровольно удалился в Грецию, но скоро возвращен с великою честию и украшен достоинством проконсула и правителя Киликии. В войну Цесаря с Помпеем он был на стороне Помпея, после Фарсальской битвы помирился с Цезарем. Но будучи снова осужден Антонием, не избег своей участи и умерщвлен сотником Попилием. В красноречии соединял он силу Демосфена, обилие Платона и сладость Исократа. Мы имеем 59 его речей: все почти судебные; 2) Квинтилиан (см. выше § 16) оставил
19 речей и 145 декламаций; вероятно, не все им писаны; 3) Плиний написал панегирик Траяну блистательным, но слишком красноречивым и распещренным слогом. Все говорят, что Траян истинно был бы достоин сего панегирика, если б не слушал его, но Плиний сам сознается, что в присутствии Траяна он сказал только краткую речь (за дарованное ему консульство) и что через несколько лет написал сей панегирик в том виде, как он дошел до нас; 4) Панегиристы медного века служат более памятниками древности, нежели образцами красноречия.

§ 286. Ораторы у новых народов во Франции: Фонтенель, Томас Бурдалу, Массильон, Боссюэ, Флешье, Сорень и пр.; в Англии: Тилотсон, Стерн, Блер, Фокс, Пит и пр.; в Германии: Мосгейм, Крамер, Шлегель, Шпальдинг, Лафатер и пр.

§ 287. В России духовное красноречие всегда имело преимущество перед светским. Со времен Владимира и до Петра I пастыри церкви поучали народ, но их красноречие больше было дар природы, вдохновение веры, нежели плод науки. Из древних русских ораторов примечательнейший и известнейший есть Кирилл, епископ Туровский, живший в XII веке. Со времен Петра важнейшие ораторы:
1) Иоанникий Галятовский, ректор Киевской Академии, 1671; 2) Димитрий, митрополит Ростовский, красноречивый проповедник и гонитель расколов, 1709; 3) Стефан Яворский, митрополит Рязанский и президент Св. Синода, 1722; 4) Гавриил Бужинский, епископ Рязанский, 1731; 5) Феофан Прокопович, красноречивейший и просвещеннейший муж своего века, сотрудник Петра I, 1736; 6) Лазарь
Баранович, архиепископ Черниговский, 1693 и 7) Антоний Радивиловский, того же времени. – Проповедники при Елисавете: 8) Димитрий Сеченов, митрополит Новгородский и первенствующий член Св. Синода, 1767; 9) Порфирий Крайский, епископ Белорусский, 1763; 10) Амвросий Юшкевич, архиепископ Новгородский, 1745;
11) Сильвестр Кулябка, архиепископ Санкт-Петербургский, 1761;
12) Гедеон Криновский, епископ Псковский, 1761 – второй Феофан, красноречивый проповедник времен Елисаветы:

Сочинения Кирилла Туровского напечатаны в книге: „Памятники российской словесности XII века“. Москва, 1821;

1) Галятовский оставил книгу: „Ключ разумения“, содержащую проповеди и наставление сочинять их под заглавием „Наука албо способ зложеня казаня“. Напеч. сперва в Киеве, потом во Львове;

2) Димитрий написал: а) Четьи Минеи, или Жития святых, 4 части, правильным, богослужебным языком; б) „Алфавит духовный“, нравоучительные увещания; в) „Розыск о раскольнической Брынской вере“, 3 части; г) келейную летопись, Церковно-Библейскую историю до 3600 года; д) поучительные слова; и е) писал драмы духовного содержания („Рождество Христово“, „Грешник кающийся“, „Эсфир и Агасфер“, „Воскресение Христово“ и пр.), которые до введения в Россию театра были играны в семинариях;

3) Яворский говорил проповеди и надгробные слова, напечатаны в Москве 1804 года, и написал богословскую книгу „Камень веры Православно-Католи-
ческия Восточныя Церкви“
, напечатанную в 1728 году;

4) Бужинский, красноречивый проповедник; по велению Петра I перевел:
а) Пуффендорфово „Введение в историю европейских держав“. СПб., 1718;
б) „О должностях человека и гражданина“, того же автора. СПб., 1726; в) „Феатрон, или позор исторический“ (соч. Страттемана). СПб., 1724;

5) Феофан, в красноречии блистал правилами науки и истинным талантом оратора, несмотря на смешение разных наречий. Он писал книги: богословские, исторические, полемические и прагматические, проповеди, речи похвальные, надгробные и стихи, числом около 90 сочинений;

6) и 7) Баранович и Радивиловский сближали свой язык с господствующим языком и отделяли его от польского. Барановича проповеди: „Труды словес“. Киев, 1674, а Радивиловского „Венец Христов“. Киев, 1688;

8), 9), 10) и 11) Сеченов, Крайский, Юшкевич и Кулябка, все учились реторике на латинском и располагали проповеди по правилам. Особенно Сеченов и Юшкевич отличаются изяществом мыслей, доказательств и силою ораторских движений, но слог их древний;

12) Гедеон отличался истинным талантом оратора. Елисавета сама иногда назначала ему темы. Карамзин говорил о нем: „Проповеди Гедеоновы славны и достойны того. Они исполнены христианского благочестия, умных рассуждений, моральных истин и самих ораторских движений. Слог его не ровен, однако ж ясен и вообще имеет довольно гармонии“.

§ 288. Духовные ораторы новейших времен: 1) Георгий Конисский, архиепископ Белорусский, 1795; 2) Платон Левшин, знаменитый оратор царствований Екатерины, Павла и Александра. Скончался 11 ноября 1812 г.; 3) Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский, скончался 9 декабря 1806 г.; 4) Иоанн Леванда,
протоирей Киевософийского собора, скончался 25 июня 1814 года;
5) Михаил Десницкий, митрополит Санкт-Петербургский, скончался 24 марта 1821 года:

1) Конисский защищал латинской речью греко-российских христиан в Польше пред королем Станиславом Понятовским. Король спросил: „Много ли в России таких умных людей, как вы?“ „Я самый последний“, – отвечал Ко-
нисский. Он написал: а) „Права и вольность жителей в Польше и Литве, ис-
поведующих грековосточную веру“ (на польском); б) „Историческое известие о епархии Могилевской“; в) „О должности приходских священников“; г) „Поучительные слова“. Приветствовал Екатерину II при короновании и особенно знаменит краткими речами, говоренными императрице;

2) Платон (см. выше § 270) был наставником в Законе Павла Петровича и Марии Федоровны. Он приобрел великий навык проповедовать и, говорят, ча-
сто проповедовал (expromtu) без предварительного написания. В 1812 году пред нашествием французов он оставил уединение и, явясь в Москву, вдох-
новенным словом возбуждал россиян на брань за веру и Отечество. Он писал множество сочинений. Евгений, митрополит Киевский, почитает лучшими из них: а) „Краткую богословию“, б) „Инструкцию благочинным“, в) „Увещание раскольникам“, г) краткие катехизисы и многие речи и поучения. Всех сочинений его 10 томов. Евгений замечает, что первые проповеди Платона, говоренные в молодости при дворе, больше отличаются возвышением и богатством
собственных мыслей, а последние больше напитаны Словом Божиим;

3) Анастасий отличается от всех предшествовавших проповедников чистотою и приятностию слога. Он оставил: а) „Руководство к сочинению проповедей“ (на латинском); б) „Поучительные слова“, 4 части (лучшие в I части); и перевел: а) „Предохранение от безверия и нечестия“; б) „Плач Иеремии Пророка“, Ариода; в) „Истинный Мессия“; г) „Опыт о совершенстве“, из Формея;

4) Леванда имел редкий орган и дар произношения, увлекался жаром чувств (например, над гробом Самуила) и иногда проповедовал без предварительного писания (expromtu). Речи его отличаются силою чувств и ораторских движений; напечатаны в Санкт-Петербурге, 1821, 3 части. Но сии речи несравненно больше имели действия во время произношения, нежели после, при чтении. Вероятно, многие из них не так напечатаны, как были произносимы;

5) Михаил, один из первых проповедников, оставил 10 томов проповедей под названием „Беседы“, в коих видно красноречие ума, сердца и христианских добродетелей.

§ 289. Из светских ораторов в России древнейший есть Василий Кириллович Тредьяковский, красноречия профессор. Ум. в 1769 г. Но знаменитейшие: Михаил Васильевич Ломоносов, первый образователь нашего языка, род. в 1711, ум. в 1765, и Николай Михайлович Карамзин, красноречивый писатель и историк нашего века. Ум. в 1825:

1) Тредьяковский открыл Российское собрание при Академии наук 1735 года „Речью о чистоте российского языка“. „Имя Тредьяковского, – сказал Карам-
зин, – будет известно отдаленным потомкам“. Сей автор написал множество томов в доказательство, что он... не имел способности писать;


2) Ломоносов блистает талантом великого оратора в двух похвальных словах (Петру и Елисавете), которые Карамзин почитает одним из лучших произведений российского ораторства. Но проза Ломоносова не может быть образцом, периоды его утомительны;

3) Карамзин оставил „Похвальное слово Екатерине II“ и акад. речь (см. § 255 и 274). В них блистают обширные сведения, талант, вкус и изящная проза;

4) В числе речей, говоренных профессорами Московского университета, кои изданы Обществом любителей российской словесности, в 4-х частях 1819–1823, особенно отличаются речи Поповского, Барсова, Чеботарева, Мерзлякова и Антонского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: