Введение. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Центральный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

Воронеж

2011 г.

Авторы: Еременко В.Д., заместитель директора по учебной и воспитательной работе Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат военных наук, доцент;

Лимар Е.Ю., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 4 от «02» ноября 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия от «30» ноября 2011 г., протокол № 3.

Российская академия правосудия, 2011.

Еременко В.Д., Лимар Е.Ю., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..…4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….…8

Тематические планы……………………………………………………………....9

Программа курса……………………………………………………………..…...11

Планы практических занятий……………………………………………….……14

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов…………………………………………19

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………………………………………..…..38

Литература………………………………………….………………………………41

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………...49


Введение

Учебная дисциплина «Риторика» играет важную роль в подготовке студентов юридических образовательных учреждений, к которым предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания правовой культуры, включающей культуру публичной речи. Риторика - это дисциплина, способствующая свободному и корректному общению. Предметом ее исследования являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах профессиональной деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Современная практическая риторика изучает основы знаний о речевом поведении человека, риторический канон, поведение оратора в аудитории, форму и композицию, язык и стиль публичного выступления, традиции красноречия и их отражение в современной риторике.

Основная цель учебного курса – дать студентам основы современного риторического образования, приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова. Это значит, что курс современной риторики призван помочь лучше понимать других и самого себя в качестве человека говорящего.

Достижению данной цели служат следующие задачи:

1) научиться конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в деловой беседе, высказать публично и доказать свое мнение, убедить в своей правоте в выступлении;

2) научиться конструктивно решать возникающие конфликты, объединять участников общения;

3) овладеть теорией и мастерством эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Основной учебный материал предъявляется на установочных лекционных занятиях, полученные знания углубляются и отрабатываются на семинарских и практических занятиях, в том числе и в активных и интерактивных формах. Занятия строятся таким образом, чтобы сориентировать студентов на приобретение опыта освоения риторических приемов не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- основные положения современной общей риторики;

- особенности, принципы, методы частной (юридической) риторики.

Уметь:

- строить речевую деятельность с учетом всех ее особенностей;

- анализировать судебные речи выдающихся судебных ораторов России;

- использовать в своей риторической практике особенности основных видов красноречия;

- следить за собственной техникой речи;

- строить свою речь с учетом предъявляемых к ней требований;

- учитывать в своей речи все особенности вербальных средств общения;

- использовать в публичной речи адекватные невербальные средства общения;

- использовать основные составляющие образа оратора для повышения эффективности публичного выступления;

- создавать текст, план-конспект, план выступления;

- строить публичное выступление с учетом предъявляемых к нему требований;

- устанавливать контакт с аудиторией;

- вести различные виды споров с учетом всех правил;

- использовать все «тонкости» искусства доказывания;

- создавать различные виды судебных речей;

- строить свое поведение в соответствии с этическими нормами судебного оратора.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), невозможными без развитой речи юриста:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

Владеть:

- навыками построенияпубличных выступлений разных видов;

- навыками публичного выступления перед различными аудиториями;

- приемами анализа и самоанализа публичного выступления.

Структурно дисциплина состоит из 6 тем. Логика изучения дисциплины предполагает освоение в начале основных понятий общей риторики, положений из истории риторики, далее предполагается освоение вопросов из частной, юридической риторики: искусство доказывания в судебном процессе, виды судебных речей, этика судебного оратора.

При изучении дисциплины обязательным элементом является выполнение контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

Изучение курса завершается сдачей зачета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: