Исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.
Регионализм — соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Эта тенденция развития мировой экономики предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства.
Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100.
Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:
Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
II. Также развитие мировой экономики характеризуется и другими особенностями:
- повышением роли транснациональных корпораций, транснациональных инвестиционных фондов, развитием свободных экономических зон, функционированием большого количества оффшорных центров.
Транснациональная корпорация (ТНК) – любая компания, которая имеет производственные мощности за границей.
Свободная экономическая зона – четко обозначенная промышленная территория, где действуют особые таможенные, торговые и хозяйственные правила страны, отличные от экономических условий на остальной ее части, льготный режим ввоза и вывоза товара, иностранным инвесторам при ведении деятельности в данных зонах предоставляются определенные налоговые и финансовые льготы.
СЭЗ — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей.
Налогообложение. Резиденты СЗЗ уплачивают налог на прибыль и доходы по ставке 15 %, налог на добавленную стоимость по ставке 10 %.
Прибыль, полученная-резидентами СЭЗ за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.
Облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь.
Основные цели создания СЭЗ:
1) Решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
2)Привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготам, экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур.
3)Организация новых производств, продукция которых пойдет на экспорт.
4)Ускорение развития отсталых в экономическом отношении регионов за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления финансами, новых методов труда ит.д.
5)Привлечение новейших технологий, передового зарубежного опыта производства, зарубежных специалистов.
6)Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
7)Создание новых рабочих мест.
Иностранные инвесторы при принятии решения об инвестировании в СЭЗ учитывают следующие факторы:
- географическое положение;
- близость к крупнейшим рынкам сбыта;
- близость транспортных узлов;
- стабильность в стране и регионах, где создается СЭЗ;
- стабильная законодательная база страны.
На территории Республики Беларусь действуют следующие свободные экономические зоны: «Брест», «Минск», «Витебск», «Гродно-инвест», «Гомель-Ратон», «Могилев».
-- «Минск» 1400 га(промышленные районы г Минска 900 га: «Шабаны»-«11-ый км»-«Завод «Радиан»; свободные площади рядом с городом, производственно-техническая территория около Нац. аэропорта «Минск», территория на пересечении автомагистралей Е30 (Москва-Париж) и М4/М5 (Минск-Могилев/Минск-Гомель).
4. Формы и этапы интеграционных процессов.
Признаки интеграции:
· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
· на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
· необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
Условия интеграции:
1. развитая инфраструктура;
2. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).
Формы и этапы интеграционных процессов (система разработана ВТО и ГАТТ (две первые формы):
Тип интеграции | Признаки | |
11. | Зона свободной торговли (1-ая интеграционная ступень) | Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Таможенный досмотр на границах между странами внутри зоны не отменяется, так как каждая страна вправе запретить ввоз или взыскать пошлины с товаров, которые закуплены вне зоны другими ее участниками. Положительными моментами создания ЗСТ являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств-участниц такого альянса. Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ для импорта может создать определенные трудности для отечественных производителей (усиление конкуренции). Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. |
22. | Таможенный союз (2-ая интеграционная ступень) | Единая внешнеторговая и таможенная политика по отношению к третьим странам. Т.е. ТС отличается от ЗСТ тем, что его участники не только отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле, но и проводят общую таможенную и внешнеторговую политику. Соответственно отпадает необходимость в таможенной службе на границах между странами союза. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа (на часть товаров и услуг). Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС; РФ и РБ; РБ, РФ и РКазахстан. |
33. | Единый общий рынок | Более совершенная форма экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Кроме всего предыдущего он предусматривает унификацию (объединение) технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства. Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. Примером мог быть Союз между РБ и РФ, но реально пока этот союз малодейственнен. |
44. | Экономический союз (высшая форма современной интеграции) | Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. Пример пока только один – ЕС (в его составе 15 государств) |
45. | Валютный союз | Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1. согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2. установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3. создание единой региональной валюты; 4. формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. |
66. | Полная экономическая интеграция | Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: · общая налоговая система; · наличие единых стандартов; · единое трудовое законодательство; и т.д. |