- Подготовить к наблюдениям навигационный секстан и рабочие часы.
- Проверить перпендикулярность зеркал СНО плоскости азимутального лимба.
- Определить поправку рабочих часов (UЧ) по сигналам точного времени или по сличению с хронометром.
- Определить поправку индекса навигационного секстана (i) по звезде.
- В быстрой последовательности измерить серию из 3-х высот Полярной звезды, замечая время каждого замера высоты.
- Рассчитать средний отсчет секстана:
и среднее время замера высоты: - На время ТСР снять с путевой навигационной карты координаты счислимого места судна (φc, λc).
- Из формуляра секстана выбрать значение его инструментальной поправки (S) и рассчитать значение поправки секстана (i + S).
- Рассчитать значение истинной высоты Полярной звезды:
Ист.h* = OCCP +(i + S)+ Δ hd + Δ hρ
- Рассчитать Гринвичское время замера высоты звезды: TГР = TСР + UЧ.
- Из МАЕ текущего года выбрать значение t ГР:
- из ЕТ МАЕ (с.26÷269) по дате и целому часу TГР - t TГР (Приложение 1);
- из ОИТ МАЕ (с. 289÷319) по числу минут и секунд TГР - Δ t ГР (Приложение 8) и тогда:
t ГР = t TГР + Δ t ГР
- Рассчитать значение местного часового угла точки Овна:
t M = t ГР ± λc E/W
- Из таблицы I «Широта по высоте Полярной» МАЕ (с. 277, 278) по значению t M выбрать значение «I поправки», например (см. Приложение 4):
- для t M = 34°30′ I попр. = –43,6′ (2001 г.);
- для t M = 215°30′ I попр. = +43,6′ (2001 г.);
- Из таблицы II «Широта по высоте Полярной» МАЕ (с. 279) по значениям t M и Ист.h* выбрать значение II поправки, например (см. Приложение 4):
- для t M = 135° и Ист.h* = 72° II попр. = +0,8′ (2001 г.);
- Из таблицы III «Широта по высоте Полярной» МАЕ (с. 280), по дате и значению t M выбрать значение III поправки, например (см. Приложение 4):
- на I.X. для t M = 330° - III попр. = 0,1′ (2001 г.).
- Рассчитать значение обсервованной широты (φ0) по формуле (14.7):
φ0 = Ист.h* + I попр. + II попр. + III попр.
Объем вычислений для получения обсервованной широты (φ0) по высоте Полярной звезды много меньше, чем при расчете элементов ВЛП (Аc, n = h – hc) для любого другого светила.
Именно поэтому параллель φ0 выгодно использовать как одну из ВЛП при определении места судна астрономическим способом.
На путевой карте или на астрономическом бланке ф. Ш-8 параллель (φ0) прокладывается по значению Δ φ = φ0 − φc (1,0′~1,0 миле):
Параллель φ0 по высоте Полярной
При отсутствии данных по 2-й ВЛП, место судна корректируется только по широте, переносом счислимого места (т. Мc) по меридиану на параллель φ01 (или φ02).