Практическое выполнение способа

  1. Подготовить к наблюдениям навигационный секстан и рабочие часы.
  2. Проверить перпендикулярность зеркал СНО плоскости азимутального лимба.
  3. Определить поправку рабочих часов (UЧ) по сигналам точного времени или по сличению с хронометром.
  4. Определить поправку индекса навигационного секстана (i) по звезде.
  5. В быстрой последовательности измерить серию из 3-х высот Полярной звезды, замечая время каждого замера высоты.
  6. Рассчитать средний отсчет секстана:
    и среднее время замера высоты:
  7. На время ТСР снять с путевой навигационной карты координаты счислимого места судна (φc, λc).
  8. Из формуляра секстана выбрать значение его инструментальной поправки (S) и рассчитать значение поправки секстана (i + S).
  9. Рассчитать значение истинной высоты Полярной звезды:

Ист.h* = OCCP +(i + S)+ Δ hd + Δ hρ

  1. Рассчитать Гринвичское время замера высоты звезды: TГР = TСР + UЧ.
  2. Из МАЕ текущего года выбрать значение t ГР:
    • из ЕТ МАЕ (с.26÷269) по дате и целому часу TГР - t TГР (Приложение 1);
    • из ОИТ МАЕ (с. 289÷319) по числу минут и секунд TГР - Δ t ГР (Приложение 8) и тогда:

t ГР = t TГР + Δ t ГР

  1. Рассчитать значение местного часового угла точки Овна:

t M = t ГР ± λc E/W

  1. Из таблицы I «Широта по высоте Полярной» МАЕ (с. 277, 278) по значению t M выбрать значение «I поправки», например (см. Приложение 4):
    • для t M = 34°30′ I попр. = –43,6′ (2001 г.);
    • для t M = 215°30′ I попр. = +43,6′ (2001 г.);
  2. Из таблицы II «Широта по высоте Полярной» МАЕ (с. 279) по значениям t M и Ист.h* выбрать значение II поправки, например (см. Приложение 4):
    • для t M = 135° и Ист.h* = 72° II попр. = +0,8′ (2001 г.);
  3. Из таблицы III «Широта по высоте Полярной» МАЕ (с. 280), по дате и значению t M выбрать значение III поправки, например (см. Приложение 4):
    • на I.X. для t M = 330° - III попр. = 0,1′ (2001 г.).
  4. Рассчитать значение обсервованной широты (φ0) по формуле (14.7):

φ0 = Ист.h* + I попр. + II попр. + III попр.

Объем вычислений для получения обсервованной широты (φ0) по высоте Полярной звезды много меньше, чем при расчете элементов ВЛП (Аc, n = h – hc) для любого другого светила.

Именно поэтому параллель φ0 выгодно использовать как одну из ВЛП при определении места судна астрономическим способом.

На путевой карте или на астрономическом бланке ф. Ш-8 параллель (φ0) прокладывается по значению Δ φ = φ0 − φc (1,0′~1,0 миле):

Параллель φ0 по высоте Полярной

При отсутствии данных по 2-й ВЛП, место судна корректируется только по широте, переносом счислимого места (т. Мc) по меридиану на параллель φ01 (или φ02).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: