Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко)
Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит)
Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р. Рейган)
4. Есть два способа разложить нацию:
Первый – это наказывать безвинных,
Второй – не наказывать виновных (Ф. Энгельс)
5.То, что мы называем общественным мнением, является, в сущности, общественной эмоцией (Б. Дизраели)
6.Страсть к власти идет не от силы, а от слабости(Э. Фромм).
7.Утверждение не станет истиной лишь оттого, что мы повторяем его снова и снова. Оно не приблизится к истине, даже если поставить его на голосование (С. Паркинсон).
Семинар№ 3 Деловая риторика
Вопросы:
1 Основные качества речи (содержательность, точность, понятность и т.д.)
2.Изобразительно-выразительные средства языка (Фразеология, тропы, стилистические фигуры)
3.Виды и речевой этикет делового общения
4..Классификация деловых бесед и их особенности
5.Критика в деловой коммуникации: структура и этикет
|
|
6.Комплимент в деловом общении
7. Конфликт в деловом общении
8. Национальные особенности делового общения
Основная литература:
1.Русский язык и культура речи: учебник для вузов / В. И. Максимов [и др.]. – М.: Юрайт, 2009. – С.100 – 150.
2.Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво.- М.:Изд. «Омега-Л», 2012. – С.346-360.
Дополнительная литература:
1.Башов, А. Секреты эффективного делового общения / А. Башов. – М., 2006. – 88 с.
Пример делового телефонного разговора*
* Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993. С. 71.
А. — Алло. "Интерконгресс".
Б. — Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.
А. — Добрый день. Слушаю вас.
Б. — Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать-сто сорок человек?
А. — Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зална стопятьдесят мест.
Б. — Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?
А.— В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их количество.
Б. — Как отправить вам заявку?
А. — Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо.В немвы и укажите все виды услуг и их стоимость.
Б. — Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу?
А. - Да.
Б. — И через сколько дней вы его получите?
А. — Письмо идет обычно два-три дня.
Б. — Это довольно долго.
А. — Можно послать с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.
Б. — Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информацию.
А. — Пожалуйста. Всего доброго.
Задания
1. Проанализируйте приведенный диалог и выделите его основные композиционные части.
|
|
2. Справьтесь по телефону о возможности размещения рекламы вашего предприятия.
3. Уточните по телефону взаимную договоренность о поставках.
Практические задания:
I Определите, какие стилистические приемы использованы в приведенных отрывках.
1. Хочется подчеркнуть, что мы не можем ни давать в кредит, ни раздаривать свои недра. Земля принадлежит не нам. Наши внуки и правнуки спросят нас: "Как вы ею распорядились? Почему о нас не подумали?"
2. Никто не дает заданий, никого не понукают. Кому деньги нужны, тот сам организует дело по совести. Продукцию выпускает чистую, специально отобранную, такую, чтобы радовала глаз. Привезли — и сразу нету ее.
3. Новая ситуация ставит новые задачи перед геологией и разведкой, добычей и переработкой сырья. Пробовали метод подземного горения. Пробовали использовать авиадвигатели, снятые с самолетов. Построили дорогу на битуме, вынутом из глубины.
4. Не удивительно ли, что завод "Эластик" в прошлом году смог увеличить объем производства на 70%? Сюда пришел энергичный руководитель — раз; на предприятии всерьез занялись маркетингом — два; инженерные службы, учитывая политику сбыта, засучив рукава, принялись за техническую реконструкцию — три...
5. Посмотрите на территорию вокруг наших городов: они задыхаются в кольце растущих свалок. А ведь здесь скапливаются отходы, 60-80% которых можно перерабатывать на предприятиях.
II Определите, какие стилистические приемы и риторические фигуры использованы в афоризмах.
Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.
Л.Н. Толстой
Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел. Я никогда не колебался, и это дало мне преимущество над остальным человечеством.
Наполеон
И разве здравый смысл и простая наблюдательность не говорят нам, как для нас бывает полезно кому-то нравиться?
Ф. Честерфилд
В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упустить.
Ф. Ларошфуко
Почему люди подают милостыню нищим и не подают философам?
Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами никогда.
Диоген
Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному, гармоническому тождеству усилий и результата, самым доступным показателем которого являются цифры.
С. Довлатов
Интеллигентенли бизнесмен, обманывающий своего партнера?
С. Довлатов
III Придумайте рекламный текст из 3-4 предложений, используя эпитеты: высокоэффективный, экономичный, удобный (в использовании), стильный (дизайн), вместительный.
IV Выпишите из статей, посвященных экономическим проблемам, предложения и отрывки текста, в которых использованы стилистические приемы, риторические фигуры или тропы.
V Напишите текст-презентацию своей любимой газеты (журнала). Проанализируйте, какие средства речевой выразительности вы использовали в своем тексте.
Семинар № 4 Виды публичных речей по целевым установкам
Основные вопросы:
1.Разновидности и особенности информационных речей
2.Разновидности и особенности агитационных речей
3.Разновидности и особенности речей по специальному поводу
4.Разновидности и особенности развлекательных речей
5. Подготовьте информационную речь (5-10 мин), обоснуйте актуальность выбранной темы, составьте план речи.
Темы: События в нашей стране;
Новости культурной жизни города;
События за рубежом;
Основная литература:
1. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – С.236 - 245
2. Анисимова, Т. В. Речевая компетенция менеджера: учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2007. – С. 448 – 454.
|
|
Дополнительная литература:
1. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб.
пособие / О. А. Леонтович. - М.: Гнозис, 2007. – 367 с.
Практические задания:
1) Подготовьте информационную речь.
Задача: рассказать о значении и происхождении термина «этикет». (Зачем об этом нужно знать?) Тезис: современное значение термина является искаженным, поэтому необходимо возродить более точное значение этого термина.
2) Подготовьте убеждающую речь.
Задача: убедить студентов в том, что им достаточно усвоить одно этикетное правило, чтобы быть воспитанными людьми. (Почему достаточно?) Тезис: уважение к людям лежит в основе всех этикетных правил.
3) Подготовьте эпидейктическую речь.
Задача: поздравить студентов с началом нового учебного года.
Темы публичных выступлений:
1.Роль российского телевидения в формировании межэтнических отношений (В жанре «размышления»)
2.Реклама как форма массовой культуры (В жанре «сообщения»)
3.Особенности кинопродукции «массового» кино (В жанре «объяснения»)
Семинар 5 Оратор и аудитория. Этика оратора
Основные вопросы:
1.Особенности коммуникативного этапа общения оратора
2.Невербальное поведение и структура речи (поза, мимика, артикуляция)
3.Языковые средства установления контакта (учет особенностей аудитории, форма преподнесения материала, искусство импровизации)
4.Подготовка к публичному выступлению (этапы и виды подготовки ораторской речи).
5.Композиция публичного выступления (методы изложения материала, приемы привлечения внимания)
6. Проанализируйте язык и стиль текста русского мыслителя И.А. Ильина «О путях России», какие средства речевой выразительности использованы автором.
(Ильин И.А. О России. – М., 1991. С.12-14)