Предположим, что в некотором регионе в населенных пунктах Р находится потребитель, а в точках А и В расположены предприятия- конкуренты, выпускающие однотипную продукцию или оказывающие однотипные услуги. Цена за единицу продукции предприятия А составляет Са руб, цена за единицу продукции предприятия В - соответственно Св руб.
Расстояние между предприятиями-конкурентами – Тав, расстояние от потребителя Р до предприятия В - tв .
В условиях выбора пункта приобретения продукта покупатель имеет два варианта совершения покупки. Для каждого из этих вариантов затраты с учетом транспортных расходов могут быть различными. Потребителю нетрудно выбрать наиболее экономический вариант совершения сделки. Иная ситуация складывается для предприятий А и В, которых интересуют места расположения множества потребителей, имеющих выгоду от приобретения продукции именно у этих предприятий. Эти места расположения входят в состав ЗПСПУ. Для определения размеров этих зон следует воспользоваться полярной системой координат. На рисунке 3 изображена полярная система координат.
Напоминаем, что полярные координаты – точки на плоскости, характеризуемые полярным радиусом r и полярным углом j (он так же называется фазой). Так например ось АВ является полярной осью, координаты точки В описываются на плоскости полярным радиусом tв и полярным радиусом b и поэтапно определяем зону.
Рисунок 25– Полярная система координат
На первом этапе определения ЗПСПУ используем так называемый линейный показатель G.
1) (20)
где СА - цена за единицу продукции предприятия А (руб.);
СВ - цена за единицу продукции предприятия В (руб.);
р - транспортный тариф.
км.
На втором этапе используем формулу (2). Уравнение (2) представляет собой полярное уравнение конических сечений – линий пересечения конической поверхности плоскостями, не проходящими через ее вершину. Структура уравнения (2) такова, что секущая плоскость параллельна образующей конической поверхности, т.е. линии разграничения ЗПСПУ предприятий- конкурентов являются гиперболами.
2) (21)
где ТАВ -расстояние между предприятиями - конкурентами;
tA - расстояние от потребителя Р до предприятия А;
tB . - расстояние от потребителя Р до предприятия В
Используя формулу (12) вычисляем радиус векторы ЗПСПУ предприятия В, полученные значения заносив в таблицу 27:
tB0 = км;
tB10 = км;
tB20 = км и т.д
Результату расчетов заносим в таблицу 2.43
Таблица 2.43 – Определение длины радиус - векторов
в, градус | ||||||||||
tB,км | 122,5 | 124,2 | 127,8 | 134,5 | 145,5 | 162,8 | 186,6 | 224,1 | 261,5 |
Так как известно значение расстояния между предприятиями- конкурентами ТАВ, G и совокупности переменных значений в от 0 до 3600 (при необходимости) с определенным шагом, например 100 , определяется совокупность радиус-векторов tB в полярной системе координат.
Далее, принимая в =100 , находим значение tB, которые следует отложить на осях, “повернутых» относительно нулевой оси на данные 100 .
О 122,5 км
Предприятие
изготовитель Конкурент
Рисунок 2.26 – Построение оси
Откладываем значение ТОb на осях, «повернутых» относительно нулевой оси на данные b градусов. Соединяем полученные точки окончаний радиус-векторов Т0 единой линией гиперболической формы в полярной системе координат, которая позволяет разграничить ЗПСПУ каждого предприятия - конкурента. Необходимо соблюдение масштаба.
При этом следует точно определиться, какой населенный пункт берется за нулевую точку отсчета. В полярной системе координат по данным таблицы 2.27 на географической карте нетрудно построить линию разграничения ЗПСПУ предприятия А и В.
Рисунок 2.27 – Построение ЗПСПУ
Рисунок 2.28 – Определение ЗПСПУ на примере Оренбургской области
Вывод: Важно отметить, что полученная ЗПСПУ отражает чисто теоретическую оценку границ сбыта, дающую возможность более полно и точно оценить емкость рынка, и позволяющая выявить объемы сбыта той или иной продукции и услуг. Тем не менее ЗПСПУ позволяет определить приоритетный контингент потребителей, взаимодействие с которым будет в наибольшей степени выгодным для данного предприятия.