Методические указания. Предположим, что в некотором регионе в населенных пунктах Р находится потребитель, а в точках А и В расположены предприятия- конкуренты

Предположим, что в некотором регионе в населенных пунктах Р находится потребитель, а в точках А и В расположены предприятия- конкуренты, выпускающие однотипную продукцию или оказывающие однотипные услуги. Цена за единицу продукции предприятия А составляет Са руб, цена за единицу продукции предприятия В - соответственно Св руб.

Расстояние между предприятиями-конкурентами – Тав, расстояние от потребителя Р до предприятия В - tв .

В условиях выбора пункта приобретения продукта покупатель имеет два варианта совершения покупки. Для каждого из этих вариантов затраты с учетом транспортных расходов могут быть различными. Потребителю нетрудно выбрать наиболее экономический вариант совершения сделки. Иная ситуация складывается для предприятий А и В, которых интересуют места расположения множества потребителей, имеющих выгоду от приобретения продукции именно у этих предприятий. Эти места расположения входят в состав ЗПСПУ. Для определения размеров этих зон следует воспользоваться полярной системой координат. На рисунке 3 изображена полярная система координат.

Напоминаем, что полярные координаты – точки на плоскости, характеризуемые полярным радиусом r и полярным углом j (он так же называется фазой). Так например ось АВ является полярной осью, координаты точки В описываются на плоскости полярным радиусом tв и полярным радиусом b и поэтапно определяем зону.

Рисунок 25– Полярная система координат

На первом этапе определения ЗПСПУ используем так называемый линейный показатель G.

1) (20)

где СА - цена за единицу продукции предприятия А (руб.);

СВ - цена за единицу продукции предприятия В (руб.);

р - транспортный тариф.

км.

На втором этапе используем формулу (2). Уравнение (2) представляет собой полярное уравнение конических сечений – линий пересечения конической поверхности плоскостями, не проходящими через ее вершину. Структура уравнения (2) такова, что секущая плоскость параллельна образующей конической поверхности, т.е. линии разграничения ЗПСПУ предприятий- конкурентов являются гиперболами.

2) (21)

где ТАВ -расстояние между предприятиями - конкурентами;

tA - расстояние от потребителя Р до предприятия А;

tB . - расстояние от потребителя Р до предприятия В

Используя формулу (12) вычисляем радиус векторы ЗПСПУ предприятия В, полученные значения заносив в таблицу 27:

tB0 = км;

tB10 = км;

tB20 = км и т.д

Результату расчетов заносим в таблицу 2.43

Таблица 2.43 – Определение длины радиус - векторов

в, градус                    
tB,км 122,5 124,2 127,8 134,5 145,5 162,8 186,6 224,1 261,5  

Так как известно значение расстояния между предприятиями- конкурентами ТАВ, G и совокупности переменных значений в от 0 до 3600 (при необходимости) с определенным шагом, например 100 , определяется совокупность радиус-векторов tB в полярной системе координат.

Далее, принимая в =100 , находим значение tB, которые следует отложить на осях, “повернутых» относительно нулевой оси на данные 100 .

 
 


О 122,5 км

Предприятие

изготовитель Конкурент

Рисунок 2.26 – Построение оси

Откладываем значение ТОb на осях, «повернутых» относительно нулевой оси на данные b градусов. Соединяем полученные точки окончаний радиус-векторов Т0 единой линией гиперболической формы в полярной системе координат, которая позволяет разграничить ЗПСПУ каждого предприятия - конкурента. Необходимо соблюдение масштаба.

При этом следует точно определиться, какой населенный пункт берется за нулевую точку отсчета. В полярной системе координат по данным таблицы 2.27 на географической карте нетрудно построить линию разграничения ЗПСПУ предприятия А и В.

Рисунок 2.27 – Построение ЗПСПУ

Рисунок 2.28 – Определение ЗПСПУ на примере Оренбургской области

Вывод: Важно отметить, что полученная ЗПСПУ отражает чисто теоретическую оценку границ сбыта, дающую возможность более полно и точно оценить емкость рынка, и позволяющая выявить объемы сбыта той или иной продукции и услуг. Тем не менее ЗПСПУ позволяет определить приоритетный контингент потребителей, взаимодействие с которым будет в наибольшей степени выгодным для данного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: